Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[14]

го медного провода. Статор является якорем машины, т. е. той ее частью, в которой наводится (индуктируется) основная эдс и по которой проходит основной ток машины (ток нагрузки). .

! Ротор синхронной машины является индуктором, т. е. той ее частью, которая создает (возбуждает) основное магнитное поле.

j В некоторых небольших машинах специального назначения для этой цели используют постоянные магниты. Однако такой способ возбуждения применяется ограниченно, так как делает затруднительной регулировку напряжения машины при ее работе. Наиболее широко используемый метод возбуждения - электромагнитный. : В этом случае ротор синхронной машины представляет собой гэлектромагнит, имеющий стальной сердечник с выступами (полюсами) 5, на которые надеты катушки обмотки возбуждения, питаемой постоянным током от специальной машины - возбудителя 7.

Роторы синхронных машин могут быть явнополюсными ! (рис. 34), когда каждый полюс выполнен в виде отдельного кон-I структивного узла со своим сердечником, полюсным наконечником и катушкой, или неявнополюсными (рис. 35), имеющими цилиндрическую форму с продольными пазами по наружной поверхности, в которые уложена обмотка возбуждения.

Роторы явнополюсной конструкции (см. рис. 34) применяют, как правило, в синхронных машинах, имеющих четыре и более по-глюсов.Сердечник 1 набирают в виде пакета из отдельных штампо- ванных стальных листов толщиной 1-1,5 мм, которые сжимаются [с обеих сторон более толстыми нажимными щеками, предотвращающими распушение пакета. Иногда применяют литые сердечники полюсов. Ярмо 4 явнополюсного ротора, т. е. та часть его магнито-провода, через которую проходит магнитный поток от полюса к полюсу, может выполняться литым, сварным или набранным из листов стали толщиной 1-6 мм и стянутых шпильками. Полюса закреплены на арме либо винтами, проходящими сквозь тело сердечника полюса и ввернутыми в тело ярма, либо имеют специальное

>:, (дизель-генератор):

1 - корпус статора, 2 - сердечник статора, 3 - пазы сердечника статора, 4-трехфазная об-чмотка статора, 5 - полюс ротора, 6 - катушка обмотки возбужде-

ние. 33. Трехфазный синхронный генератор

кия, 7 - возбудитель


Рис. 34. Явнополюсный ротор синхронной машины:

/ - сердечник, 2 - полюсный наконечник, 3 - полюсная катушка, 4 - ярмо (обод)

крепление, например, такой конструкции, как показано на рисунке. Надетая на каждый полюс катушка 3 является частью обмотки возбуждения. Полюсные катушки соединены между собой таким образом, что при прохождении по обмотке возбуждения постоянного тока полярности полюсов ротора чередуются.

Роторы неявнополюсной конструкции (см. рис. 35), обладающие большой механической прочностью сердечника и крепления обмотки возбуждения, применяются в быстроходных двухполюсных синхронных машинах, например в турбогенераторах. Сердечник неявнополюсного ротора может изготовляться в виде цельной стальной поковки (вместе с концами вала) или же выполняться сборным. Сердечник имеет форму удлиненного цилиндра с профрезерован-ными на двух третях его поверхности продольными пазами 2, Свободная от пазов часть цилиндрической поверхности образует два больших зуба (полюса) /. В пазы сердечника укладывают и закрепляют клиньями обмотку возбуждения. Лобовые части ее с обеих сторон удерживаются бандажными кольцами, изготовляемыми обычно из немагнитной стали.

Концы обмотки возбуждения синхронной машины присоединены к двум контактным кольцам, вращающимся вместе с ротором и электрически изолированным от вала и между собой. Через скользящий контакт между неподвижными щетками и вращающимися контактными кольцами к обмотке возбуждения подводится постоянный ток.

Источником питания обмотки возбуждения синхронной машины часто служит специальный генератор постоянного тока, называемый возбудителем, который приводится во вращение от основного вала синхронной машины. В последние годы широкое распространение получили также синхронные машины с самовозбуждением, у которых питание обмотки возбуждения осуществляется от обмотки якоря (статора) генератора, но для преобразования переменного тока в постоянный используются полупроводниковые, ионные или механические выпрямители.

У большинства синхронных электродвигателей, рассчитанных на асинхронный пуск, явнополюсные роторы имеют дополнительно специальную пусковую короткозамкнутую обмотку, стержни которой заложены в пазы полюсных наконечников, а торцы стержней соединены с обеих сторон короткозамыкающими кольцами (рис. 36).

Рис. 35. Неявнополюс-ный ротор синхронной машины:

/ - зуб (полюс), 2 - пазы


fe В синхронных машинах, имеющих значительную осевую длину, сердечник статора разделяют на несколько пакетов, между которыми оставляют вентиляционные каналы, способствующие бо-i лее интенсивному охлаждению.

\ Иногда применяют синхронные машины обращенного исполнения, у которых индуктором является статор, где расположены полюса и обмотка возбуждения, а якорем - ротор, в пазах которого располагается трехфазная обмотка, соединяемая с сетью через три контактных кольца и щетки. Находят применение акже и некоторые другие специальные конструкции синхронных генераторов и электродвигателей. t Ремонт обмоток крупных синхронных машин требует специального оборудования и практически очень редко выполняется силами обычных элект-Воремонтных мастерских промышленных предприятий. Здесь, как правило, ремонтируют машины мощностью от 1-2 до 100 кВт, наиболее типичные конструкции которых рассмотрены ниже.

Синхронные машины серии СГ ; (рис. 37) изготовляются мощностью от 15 до 60 кВт и применяются как в качестве генераторов, так и в качестве электродвигателей. Отлитый из чугуна корпус 9 машины на внутренней поверхности имеет ребра , с помощью которых закреплен сердечник 10 статора, представляющий Ёсобой пакет, набранный из штампованных листов. В пазах стато-1ра уложена трехфазная обмотка 12 и ее концы выведены на широк зажимов, расположенный в закрытой коробке выводов 20.

Подшипниковые щиты 8 и 13 крепятся к корпусу на болтах. Ir-K подшипниковому щиту 8 привернут корпус 5 возбудителя 27, который представляет собой генератор постоянного тока. Якорь ►возбудителя насажен непосредственно на консольный конец вала.

На вал 16 ротора напрессована втулка 23, к которой с помо-,1щью винтов 21 прикреплены полюса, имеющие шихтованные (на-; бранные из стальных штампованных листов) сердечники 22 и на-детые на них катушки 19. Вал вращается в двух подшипниках [качения 15 и 26. Подшипник 26 со стороны возбудителя - шариковый, а подшипник 15 со стороны привода - роликовый.

Постоянный ток с коллектора / возбудителя снимается щетками 2 и двумя проводами подается к щеткам 25 контактных ко-рлец 24, от которых поступает в обмотку возбуждения 19, расположенную на роторе синхронной машины.

б 7 1 г з 4

Рис. 36. Ротор (без вала) трехфазного синхронного двигателя с пусковой обмоткой для асинхронного пуска:

I - стержни пусковой обмотки, 2 - пазы в полюсных наконечниках для укладки стержней пусковой обмотки, 3 - короткозамыкающие кольца пусковой обмотки, 4 и 5 - вентиляционные лопасти, б - контактные кольца, 7 - полюсная катушка обмотки возбуждения



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108]