Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[17]

Коллекторы на пластмассе проще и дешевле коллекторов арочного типа и в настоящее время широко применяются в машинах сравнительно небольшой мощности. Для крупных машин более надежны коллекторы арочного типа.

Щеточное (токосъемное) устройство машин (рис. 42) обычно состоит из траверсы /, пальцев (бракетов) 2 и щеткодержателей, куда вставлены щетки, через которые осуществляется электриче-

Рис. 42. Щеточное устройство коллекторной машины:

с - траверса с пальцами (бракетами), б - сдвоенный щеткодержатель; / - траверса, 5 - палец, 3 - щетка, 4 - обойма, 5 - зажим, 6 - гибкий токоведущий провод щетки, 7 - курки, 8 - пружина

ский контакт с пластинами коллектора. Траверса чаще всего крепится к подшипниковому щиту. Пальцы электрически изолируются от траверсы (иногда сами пальцы выполняются из изоляционного материала). Количество пальцев обычно равно числу главных полюсов машины. На каждом пальце крепится комплект щеткодержателей. Показанный на рисунке сдвоенный щеткодержатель состоит из обоймы 4, куда помещают щетки 3, курков 7, передающих давление пружин -8 на щетки, и зажима 5 для крепления щеткодержателя на пальце.

Щеткодержатели одной и той же полярности («+» или «-») соединяют между собой сборными шинами, подключенными к выводам машины. Коробка выводов располагается, как правило, на станине, а выводы в ней маркируются следующим образом: Я1 и Я2 - обмотка якоря, Д1 и Д2-обмотка дополнительных полюсов, К1 и К2 - компенсационная обмотка, С1 и С2 - последовательная обмотка возбуждения, ГШ и Ш2 - шунтовая обмотка возбуждения. Цифрой 1 обозначают начало обмотки, а цифрой 2 - конец.

Для улучшения охлаждения большинство машин снабжено вентилятором. Обычно охлаждающий воздух засасывается со стороны коллектора, проходит внутри машины в осевом направлении и выбрасывается из машины через вентиляционную решетку цент-


робежным вентилятором, насаженным на вал с противоположной от коллектора стороны.

Заводами отечественной электротехнической промышленности коллекторные машины выпускаются в основном в виде серий, имеющих определенное назначение.

Единая серия П машин постоянного тока включает в себя машины общепромышленного применения - электродвигатели и гене-

Рис. 43. Машина постоянного тока П-52:

- конденсатор помехоподавляющего устройства, 2- добавочный полюс, 3-люс, 4 - обмотка якоря, 5 - подшипниковый щит, 6 - подшипник, 7 -

главный по- вал

аторы. Тип машины обозначается так: П - наименование серии, первое однозначное или двузначное число после буквы - порядковый номер габарита (всего в серии 28 габаритов), последнее однозначное число (1 или 2)-номер длины сердечника. Например, обозначение П41 относится к машине постоянного тока серии П, 4-го габарита и первой длины.

В электроремонтных мастерских приходится иметь дело с машинами этой серии главным образом от 1-го до 11-го габаритов (наружный диаметр якоря от 83 до 368 мм), причем в каждом габарите предусмотрено два типоразмера, отличающихся длиной (первая и вторая длина). В указанную группу машин входят электродвигатели мощностью от 0,13 до 200 кВт на напряжения ПО, 220 и 440 В с частотами вращения 600, 750, 1000, 1500 и 3000 об/мин, а также генераторы мощностью от 0,37 до 190 кВт на напряжения 115, 230 и 460 В с частотами вращения 980, 1450 и 2850 об/мин.


Электродвигатели имеют параллельную (шунтовую) и небольшую стабилизирующую последовательную (сериесную) обмотки возбуждения, что обеспечивает при работе машины стабильную величину главного магнитного потока и сравнительно небольшие изменения частоты вращения в достаточно широком диапазоне нагрузок. Генераторы рассматриваемой группы машин серии П выполняются с шунтовым или компаундным возбуждением, обеспечивающим достаточно стабильное напряжение генератора при изменении нагрузки от номинальной до холостого хода.

Машины единой серии П с 1-го по 3-й габарит изготовляют с двумя главными и одним дополнительным, а с 4-го по 11-й габарит- с четырьмя главными и четырьмя дополнительными полюсами. Коллекторы у машин от 2-го до 6-го габарита - на пластмассе, а у машин с 7-го по 11-й габарит-арочного типа. По способу монтажа машины серии П с 1-го по 11-й габарит могут быть как горизонтального (на лапах, или с фланцем на подшипниковом щите), так и вертикального исполнения, причем обычно они имеют один свободный конец вала со стороны, противоположной коллектору.

На рис. 43 показана конструкция типичной для единой серии П машины П52. На средней части вала 7 размещен сердечник якоря,, имеющий полузакрытые пазы, в которые укладывают всыпную обмотку якоря, выполненную из изолированного медного провода круглого сечения. По торцам сердечника якоря поставлены листы из изоляционного материала, которые также имеют пазы. Эти листы предохраняют изоляцию проводов якорной обмотки от повреждения об острые кромки в месте выхода проводов из паза. Сердечник якоря спрессован между двумя нажимными шайбами, наружные края которых отогнуты и служат в качестве обмоткодержате лей, поддерживающих лобовые части якорной обмотки. Со стороны привода нажимная шайба сердечника якоря упирается в бортик вала, а со стороны коллектора - в специальную втулку. Коллектор машины выполнен на пластмассе. Обмотка якоря в пазах удерживается клиньями, а лобовые части ее закреплены проволочными бандажами.

Вентиляция машины осуществляется с помощью насаженного на вал литого алюминиевого вентилятора, в осевое отверстие которого залита стальная втулка, крепящаяся на валу шпонкой. Воздух засасывается через жалюзи в крышках коллекторных люков и, проходя через машину, омывает и охлаждает коллектор, наружную поверхность якоря, полюса, а затем выбрасывается вентилятором через нижнее отверстие подшипникового щита 5, закрытое штампованной сеткой. Балансировка якоря осуществляется балансировочными грузами, которые крепятся на вентиляторе, а также путем сверления радиальных отверстий на специально предусмотренном для этого балансировочном кольце.

Наружное кольцо шарикоподшипника, расположенного со стороны коллектора, зажато крышками. Подшипник фиксирует положение якоря в машине и воспринимает осевые нагрузки. Втор-



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108]