Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[37]

= 4/г; 8/i, 12/б) имеют на статоре одну двухслойную переключающуюся обмотку. Если же число полюсов двухскоростного двигателя меняется не в два раза (например, при 2р=6/4), то двига тель, как правило, имеет две отдельные обмотКи, расположенные в одних и тех же пазах, В этом случае обмотки обычно выполняются однослойными, с концентрическими катушками и последовательным соединением катушечных групп (о=1), а фазы соединяют в звезду, чтобы избежать замкнутых контуров при включении в сеть второй обмотки.

Двигатели на три и четыре скорости (частоты вращения) обычно также имеют две отдельные обмотки. При трех скоростях (частотах) вращения одна из обмоток переключается с отношением чисел полюсов 1 :2, а промежуточное число полюсов получают за счет второй обмотки. У четырехскоростных двигателей каждая из двух обмоток переключается на два разных числа полюсов, например одна обмотка - с 12 на 6 полюсов (2р = 12/6), а вторая - с 8 на 4 (2р=8/4).

§ 26. Схемы однофазных обмоток

Однофазные обмотки используются главным образом в статорах однофазных асинхронных электродвигателей. Если такой двигатель при неподвижном роторе подключить к сети, то его однофазная статорная обмотка будет создавать не вращающееся, а пульсирующее магнитное поле, которое не сдвинет ротор с места. Чтобы ротор начал вращаться, двигатель должен быть снабжен пусковым устройством, назначение которого - создать начальный (пусковой) вращающий момент.

На практике достаточно широкое применение получили несколько видов однофазных асинхронных двигателей с разными пусковыми устройствами: с короткозамкнутым витком на полюсе, с пусковой обмоткой, конденсаторные двигатели.

Однофазные асинхронные электродвигатели с. короткозамкнутым витком на полюсе и устройство их обмоток рассмотрены в гл. П.

Однофазные асинхронные электродвигатели с пусковыми об-, мотками имеют статоры по конструкции такие же, как у трехфазных машин, но здесь в пазах сердечника размещены две однофазные обмотки, смещенные друг относительно друга на угол 90 эл. град. Одна из этих обмоток - главная, которую называют также рабочей или основной фазой, занимает 2/з пазов статора. Она остается включенной в сеть на все время работы двигателя. Вторая обмотка - вспомогательная, называемая также пусковой фазой, включается только на время пуска и после разгона ротора отключается. Пусковая обмотка занимает /з пазов статора.

Для создания вращающегося магнитного поля при пуске двигателя должен быть обеспечен сдвиг между векторами токов


:.в пусковой и раоочей оомотках, что может быть достигнуто путем включения активного сопротивления Rn (рис. 59, а). Однако полученный таким образом сдвиг между векторами токов в обмот-I ках будет меньше Д периода, поэтому вращающееся магнитное - поле при пуске является не круговым, а эллиптическим, что ухудшает пусковые свойства двигателя.

Пусковая обмотка однофазного асинхронного двигателя рассчитана на кратковременное включение (обычно до 3 с) только на период пуска, поэтому она выполня-I ется из более тонкого провода и обладает значительно большим ак-s тивным сопротивлением, чем работая обмотка. Используя это обстоятельство, а также принимая специальные искусственные меры по увеличению активного сопротивления .пусковой обмотки, можно добиться достаточно большого сдвига между векторами тока в обеих обмотках Рис. 59. Схемы включения одно-двигателя, не прибегая к включе- фазных асинхронных двигателей Кию внешнего пускового сопротив- с пусковыми обмотками:

Д„. а - с пусковым сопротивлением-, б -

вигатель, у которого ПуС-с пусковой емкостью

Ковое сопротивление заключено в [самой пусковой обмотке, называется двигателем с встроенным пусковым сопротивлением или двигателем с повышенным сопротивлением пусковой фазы (микродвигатели серии АОЛБ).

Если последовательно с пусковой обмоткой двигателя включается конденсатор (пусковая емкость Сп), как это показано на рис. 59, б, то сдвиг между векторами токов в обеих обмотках статора будет близок к 1U периода, а вращающееся магнитное иоле - практически круговым. Такие двигатели (микродвигатели серии АОЛГ) развивают достаточно большой пусковой момент и могут использоваться при тяжелых условиях пуска приводимого Ьми в движение механизма.

£ Порядок составления схем для статорных обмоток однофазных асинхронных двигателей с пусковыми обмотками разберем на примере четырехполюсной машины (2р=4) со статором, имеющим 4 паза (z=24). I Главная фаза обычно занимает 2/з пазов, т. е. zc=2-z/3= = 2-24/3=16 пазов. Вспомогательная (пусковая) фаза размещается в 7з пазов, т. е. zB= 1 -z/3 = 1 -24/3 = 8 пазов. Число пазов на полюс будет для главной фазы qc = zcl{2p) = 16/4=4, для вспомогательной фазы <7u=zB/(2p) =8/4 = 2. Таким образом qB = qc/2. Нанесем на чертеже (рис. 60, а) 24 вертикальные линии; соответствующие пазам, и пронумеруем их. Затем разобьем пазы по фазным зонам, помня, что фазная зона главной фазы содержит <7с=4 паза, а вспомогательной фазы qB = 2 паза. Далее поставим направление токов в пазах главной фазы (выделены жирными


линиями), руководствуясь правилом, что под соседними .полюсами направление токов должно быть противоположным.

В соответствии с поставленными направлениями токов можно по-разному соединить активные стороны катушек и образовать различные по типу обмотки. Так, при диаметральном шаге у~ =t=z/(2p) -24/4 = 6, одинаковом для всех катушек, получим про-

Рис. 60. Построение схем однослойных обмоток однофазных двигателей с пусковой обмоткой:

а - последовательность чередования пазов главной и вспомогательной фаз, направленно тока в активных сторонах катушек главной фазы б - катушечные группы простой шаблон ной обмотки, в - катушечные группы шаблонной обмотки «вразвалку», г -катушечные группы концентрической обмотки «вразвалку», д - схема главной и вспомогательной фаз концентрической обмотки «вразвалку»

стую шаблонную обмотку с числом катушечных групп, равным числу пар полюсов р (рис. 60,6). Но такая обмотка в данном случае невыгодна из-за больших лобовых частей катушек и значительного расхода обмоточного провода. Разделив каждую катушечную группу на две полугруппы, можно образовать шаблонную обмотку «вразвалку» (рис. 60,в), имеющую более короткий шаг У=4 (1-5) и меньшую длину витка. Для рассматриваемого случая наиболее удобной, пожалуй, будет концентрическая обмотка «вразвалку» (рис. 60, г) из-за наибольшей компактности лобовых частей (нет перекрещиваний).

Образовав катушечные группы или полугруппы, соединяют их так, чтобы при обходе обмотки от начала фазы (которое может быть выведено из начала любой группы) к концу направление токов в катушках было таким, как обозначено стрелками, а



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108]