Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[74]

гами, а также данными, получаемыми при демонтаже обмотки ремонтируемой машины.

При ремонте электрических машин старых конструкций необходимо до начала демонтажа обмотки по возможности снять с натуры все обмоточные данные (диаметр и марку провода, количество проводов в пазу, шаг обмотки по пазам и др.), а также сделать эскизы лобовых частей и замаркировать пазы. Эти исходные данные могут оказаться единственными при восстановлении обмотки, так как в справочной литературе сведения о конструкции машин очень старых выпусков найти весьма сложно.

, Если нет данных о прежней обмотке ремонтируемой машины или необходимо изменить ее обмотку при ремонте (выполнить обмотку на другое число полюсов и т.п.), то возникает потребность рассчитать основные обмоточные данные, что может быть осуществлено на основе сведений, приведенных в гл. XII. Кроме того, в этих случаях требуется определить расчетным путем некоторые конструктивные размеры элементов обмотки.

Для наиболее распространенных всыпных двухслойных обмоток длина (мм) лобовой части катушки (секции) может быть приближенно определена по формуле 1л = КТ+20, где Т - средняя ширина (мм) катушки (секции) по пазам; К - коэффициент, величина которого приведена в табл. 14.

Таблица 14. Значение коэффициента К в формуле по определению длины лобовой части всыпной двухслойной обмотки

Величина К при

Величина К при

Число полюсов

лобовой части, не обмотанной лентой

лобовой части, обмотанной лентой

Число полюсов

лобовой части, не обмотанной лентой

лобовой части, обмотанной лентой

1,2 1,3

1,45 1,55

6

8 и более

1,4 1,5

1,75 1,90

Средняя ширина катушки (секции) по пазам Т определяется по дуге окружности, проходящей через середины этих пазов и имеющей диаметр, равный для статора сумме внутреннего диаметра А и высоты паза hn, а для ротора - разности наружного Диаметра Dt и высоты паза ha, т. е. T=n(Di±hn)y/Z, где у - шаг обмотки по пазам; Z - общее число пазов сердечника.

Для однослойной обмотки длину лобовой части можно определить по приближенной формуле /л« 1,4т+о\ где т - полюсное Деление; о - размер, зависящий от величины машины и принимаемый равным от 20 до 50 мм.

Полная длина среднего витка катушки (секции) /в = 2(/ + /л), где / - длина паза, определяемая путем измерения сердечника.

Нередко при ремонте обмоток приходится заменять отсутствующие провода требуемых марок и сечений имеющимися в наличии


проводами. По этим же причинам намотку катушки одним проводом заменяют намоткой двумя и более параллельными проводами, суммарное сечение которых эквивалентно требуемому. При замене проводов обмоток ремонтируемых машин предварительно, до намотки катушек, проверяют коэффициент заполнения паза /Тзп по формуле Кз.а-п(1\ l(Sn-SH), где п - общее число проводников в пазу; dK - диаметр изолированного провода, мм; SH - суммарная площадь сечения изоляционных материалов в пазу (прокладок, пазовой коробочки и клина), мм2; Sn - площадь сечения паза, мм2.

Коэффициент заполнения паза должен быть в пределах 0,7- 0,75. При коэффициенте более 0,75 будет затруднена укладка проводов обмотки в пазы, а менее 0,7 - провода разместятся в пазах неплотно, и, что особенно важно, машина будет недоиспользована.

Одним из важных моментов подготовки к ремонту обмотки является проверка наличия в нужном количестве требуемых обмоточных проводов, изоляционных и других материалов, а также инструментов, приспособлений, устройств, приборов.

До укладки в сердечник ремонтируемой машины новой обмотки необходимо прежде всего удалить старую, вышедшую из строя. При выемке старой обмотки для облегчения ее удаления из пазов статоры, роторы и якоря машин после их наружной очистки и продувки сжатым воздухом помещают в электропечь, где поддерживается температура около 350°С. Сердечники со старой обмоткой выдерживают в печи 4-6 ч, после чего клинья, пазовая и витковая изоляция теряют свою механическую прочность и обмотка легко, по частям, извлекается из пазов. При отсутствии электропечи допускается выжигание изоляции путем нагрева обмотки током от низковольтного трансформатора. При этом необходимо контролировать температуру активной стали, не допуская ее нагрева свыше 350СС.

Применяют также разрушение изоляции старой обмотки химическим способом, погружая сердечники с обмоткой в ванну со специальными растворами. Сердечники с обмоткой выдерживаю в ванне до тех пор, пока изоляция старой обмотки разрушится и обмотка может быть легко, по частям, извлечена из пазов. После этого сердечники с обмоткой следует тщательно промыть проточной водой и лишь затем приступать к извлечению обмотки.

В случаях когда не предполагается повторное использование обмоточного провода старой обмотки, лобовые части ее катушек обрезают ножовкой, на токарном станке или обрубают зубилом.

После удаления старой обмотки статоры, роторы и якоря крупных машин очищают от грязи и масла двух-, трехкратной промывкой и протиркой тряпками. Статоры и роторы малых и средних машин подвергают мойке в ванне с 2-3%-ным раствором кальцинированной соды (в течение 10-15 мин), а затем промывают в проточной горячей воде. На крупных ремонтных предприятиях применяются специальные моечные машины.


Для демонтажа стержневых обмоток якорей и фазных роторов после их наружной очистки и продувки сжатым воздухом распаивают и разматывают бандажи, распаивают и снимают хомутики, соединяющие концы (головки) стержней, отгибают лобовые части стержней верхнего слоя обмотки, маркируют стержни и пазы, удаляют стержни верхнего слоя, а затем отгибают лобовые части, маркируют и удаляют стержни нижнего слоя обмотки.

Размотку бандажей производят так, чтобы проволока могла быть снова использована. Ее сматывают на деревянный барабан, не допуская перехлестывания и образования барашков. Чтобы очистить проволоку от наплывов припоя, ее нагревают и протирают тряпкой с канифолью.

Медные стержни обмотки также используются повторно, поэтому с ними следует обращаться осторожно. Хомути- Рис ш приспособление ки распаивают паяльной лампой или для вытягивания стержней электродуговым паяльником. Снятыеиз пазов

хомутики осматривают и решают вопрос об их повторном использовании. Затем

концы стержней очищают от наплывов припоя, иначе их трудно будет вытащить из пазов. После этого приступают к разгибанию лобовых частей с одной стороны сердечника. При разгибании нельзя сразу выпрямить лобовую часть первого стержня, так как рядом с ним находятся лобовые части других стержней. Поэтому первый стержень разгибают лишь настолько, насколько позволяет расстояние между стержнями. Второй стержень может быть разогнут уже на двойное расстояние, третий -на тройное и т. д. Так обходят окружность сердечника до тех пор, пока лобовые части не станут прямыми.

Для вытаскивания стержней из пазов применяют специальные приспособления. На шейке вала, обернутой картоном, устанавливают и закрепляют болтами хомут 6 приспособления (рис. 142). Распорка 3 служит для того, чтобы приспособление не сдвигалось вдоль вала. Конец стержня / закрепляют в зажиме 2 и начинают вращать рукоятку гайки 4. При этом винт 5 движется поступательно и тянет за собой стержень. Винт соединен с хомутом Шпонкой, что предохраняет его от проворачивания. Вытащив из пазов все стержни, следует осмотреть сердечник, так как при разборке могут быть погнуты зубцы.

Вынутые стержни очищают от старой изоляции, затем отжигают, так как при гибке медные стержни становятся хрупкими и при повторном загибании могут образоваться трещины. Для отжига стержни нагревают до 400-450СС и охлаждают в воде. Далее стержни очищают от окалины, внимательно осматривают, а затем исправные стержни рихтуют. Поврежденные стержни желательно заменить новыми. Если отсутствуют провода соответствую-



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108]