Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[87]

Катушки добавочных полюсов машин постоянного тока в конструктивном отношении схожи с сериесными катушками главных полюсов. В очень крупных машинах катушки добавочных полюсов из прямоугольных проводов большого сечения наматывают на ребро.

На ребро наматывают также в большинстве случаев катушки обмоток возбуждения средних и крупных явнополюсных синхронных машин. Такие катушки более плотные и компактные, центробежная сила передается здесь через большую поверхность, что уменьшает опасность повреждения витковой изоляции. Намотанные на ребро катушки - однослойные, что способствует хорошему и равномерному охлаждению всех витков.

Для вращающихся катушек полюсов синхронных машин очень важно обеспечить механическую прочность как самих катушек, так и их крепления на машине, для чего используются обычно специальные конструктивные детали - распорки, стяжки, скобы, клинья и др.

В явнополюсных синхронных машинах небольшой мощности з ряде случаев катушки возбуждения выполняют из круглого изолированного обмоточного провода и закрепляют с помощью специальных скоб и клиньев в междуполюсных пазах.

Новые полюсные катушки при ремонте машин изготовляют обычно на специальных станках, один из которых был показан на рис. 86.

При ремонте машин постоянного тока катушки главных Полюсов наматывают на каркасах или шаблонах, руководствуясь снятыми с натуры обмоточными данными ремонтируемой машины. Каркасы небольших машин обычно изготовляют из электрокартона.

Шаблоны для намотки полюсных катушек делают либо деревянными (для сравнительно небольших машин), либо из стали (для средних и крупных машин).

Намотку катушек главных полюсов машин постоянного тока средней мошности выполняют в такой последовательности. Изолируют вручную каркас или шаблон по высоте несколькими слоями микафолия, а затем укрепляют на нем изолированную лакотканью выводную пластину, припаянную к началу обмоточного .провода. Устанавливают каркас (шаблон) на станок и наматывают катушку. При этом следят, чтобы провод укладывался равномерно, без зазоров и перехлестов через витки. Перед намоткой последнего слоя провода на каркас устанавливают вторую выводную пластику, к которой припаивают второй конец катушки припоем ПОС-40. Намотанную катушку сушат, пропитывают лаком и вновь сушат. Готовую катушку 5 насаживают на полюс 4 и крепят деревянными клиньями 3 (рис. 160).

Полюсные катушки изготовляют и другим способом, при котором провод наматывают не на каркас или шаблон, а непосредственно на изолированный полюс. При этом придерживаются такой последовательности операций. Очищают поверхность полюса и по


Рис. 160. Полюсная катушка, надетая на полюс:

/ - выводные пластины, 2 каркас, 3 - клинья, 4 - полюс, б - катушка

крывают ее глифталевым лаком. Отрезают полосу лакоткани шириной 80 мм и длиной, равной периметру полюса, а затем наклеивают лакоткань так, чтобы она прилегала к сердечнику половиной ширины. Далее изолируют сердечник полюса, наматывая на него слои микафолия и асбеста, пропитанного лаком. Каждый слой .микафолия проглаживают горячим утюгом и протирают чистой сухой тряпкой. Наложив изоляцию требуемой толщины, загибают на сердечник свешивающийся край лакоткани и наклеивают ее на плоский слой микафолия. На изолированный полюс надевают нижнюю изоляционную шайбу, наматывают катушку и надевают верхнюю изоляционную шайбу. После этого катушку закрепляют на полюсе, расклинивая деревянными клиньями.

Катушки дополнительных полюсов мелких машин наматывают изолированным проводом, а средних и крупных - неизолированным проводом

прямоугольного сечения, укладывая витки катушки плашмя или на ребро. У катушки дополнительных полюсов обычно повреждается не медь, а изоляция, поэтому ремонт катушки практически сводится к восстановлению ее изоляции. Изоляцией между витка-Ми часто служит асбестовая бумага толщиной 0,3 мм, которую нарезают по размеру витков в виде рамок и вкладывают между витками после намотки. Наружная изоляция катушки состоит из последовательно накладываемых слоев асбестовой ленты и мика-ленты, закрепляемых тафтяной лентой.

При переизолировке катушку очищают от старой изоляции и надевают на специальную оправку. Заготовляют прокладки из асбестовой бумаги, электрокартона или миканита. Количество прокладок равно количеству витков. Раздвигают витки катушки на оправке, затем вкладывают между ними прокладки, предварительно покрыв их с обеих сторон тонким слоем бакелитового или глифталевого лака. Затем стягивают катушку хлопчатобумажной .лентой и прессуют на металлической оправке.

Прессовку катушки выполняют так. Надевают на оправку торцевую изоляционную шайбу, устанавливают на ней катушку, накрывают второй шайбой и сжимают катушку. Затем подключают Катушку к сварочному трансформатору, нагревают ее током до 120°С, после чего, дополнительно сжимая катушку, прессуют ее окончательно. Далее охлаждают катушку в запрессованном положении на оправке до 25-30°С, снимают ее с оправки, покрывают лаком воздушной сушки и выдерживают в течение 10-12 ч при температуре 20-25°С.

Наружную поверхность опрессованной катушки изолируют ас-


бестовой лентой, а затем микалентой, закрепляемыми тафтяной лентой, и покрывают лаком.

Готовую катушку насаживают на дополнительный полюс и закрепляют на нем деревянными клиньями.

§ 54. Порядок разборки и сборки электрических машин

В ремонт поступают электрические машины как отечественного, так и иностранного производства, различающиеся по назначению,

Рис. 161. Съемники для стягивания (распрессовки) полумуфт и подшипников с валов электрических машин:

о - винтовой с регулируемым раскрытием тяг, б - гидравлический, в - для стаскивания подшипников качения захватом за подшипник, г - для стаскивания подшипников качения захватом болтами за крышки нли капсюли подшипника, / - червячный винт с головкой, 2 - регулировочная гайка, 3 - тяги (захваты), 4 - площадка, 5 - стойка, 6 - траверсы, 7 - захваты, 8 - плунжерный насос, S - рукоятка штока иасоса, 10 - пластинка со штифтами, И - шпильки, 12 - плита, 13 - диск, 14 - корпус съемника

мощности, исполнению и конструкции. Порядок разборки каждой ремонтируемой электрической машины определяется ее конструкцией и необходимостью сохранения имеющихся исправных частей, а степень разборки - характером и полнотой предстоящего ремонта.

Перед началом ремонта электрической машины необходимо убедиться в наличии всех требуемых для ремонта материалов, изделий и запасных частей соответствующих размеров, марок и характеристик.

В настоящем разделе приводится описание последовательности способов выполнения основных операций разборки асинхронных электродвигателей, машин постоянного тока и синхронных машин единых серий и наиболее распространенных конструкций. Способы их разборки практически применимы к большинству электри-



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108]