Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[89]

ные узлы и детали разобранных электрических машин должны быть сохранены для повторного их использования.

При поступлении в ремонт электрической машины с поврежденными обмотками демонтаж обмоток производят после разборки машины. Кроме описанных ранее методов при демонтаже обмоток применяют также специальные приспособления и станки для выдергивания поврежденных обмоток. Если же имеется возможность восстановить и повторно использовать провода поврежденной обмотки, то такая возможность должна быть учтена при разборке машины и использована.

Как уже отмечалось, если производят разборку электрических машин старых конструкций, то записывают данные, которые могут потребоваться при восстановлении обмоток или других деталей машины. К таким данным относятся сведения о размере и .числе проводов обмотки в пазу, схеме соединения обмотки, величине вылета лобовых частей обмотки и зазорах между статором и ротором (между якорем и полюсами) и др. При этом снимают необходимые эскизы, так как сведения, требующиеся для ремонта таких машин, могут отсутствовать в типовых альбомах*.

Разборку электрических машин производят, используя имеющиеся подъемно-транспортные средства (краны, тельферы, электрокары, тележки, строповые устройства и др.); приспособления для распрессовки деталей, демонтажа обмоток и вывода роторов (якорей) из станины; электрифицированные инструменты; автогенные аппараты; ванны для мойки деталей; наборы гаечных ключей, напильников и других инструментов.

Сборка электрической машины после ее ремонта ведется, как правило, в последовательности, обратной разборке. Непосредственно перед началом сборки рекомендуется еще раз тщательно проверить правильность соединения проводников по схеме обмотки, целость и качество паек, отсутствие в обмотке обрывов и вит-ковых замыканий. Такую проверку производят с помощью специальных приборов, например СМ или ЕЛ-1.

Перед сборкой машины убеждаются, что все ее части очищены, промыты, отремонтированы и испытаны. Сборку машины ведут осторожно, обращая внимание на то, чтобы не повредить особо чувствительных к механическим воздействиям деталей-обмоток, коллектора, щеткодержателей, смазочных колец подшипников скольжения и др. При сборке кроме обычных инструментов применяют специальные инструменты и приспособления, облегчающие выполнение отдельных операций сборки и повышающие производительность труда ремонтного персонала: торцевые ключи с рукоятками, электрифицированные и пневматические инструменты.

Сборку машины ведут в такой последовательности, чтобы каждая устанавливаемая деталь постепенно приближала машину к

* Типовыми альбомами называются сброшюрованные стандартные листы, содержащие сведения о конструкциях и технические данные электрических машин определенных типов.


конструктивно законченному состоянию и в то же время не вызывалась необходимость переделок и повторений операций. Собранную электрическую машину проверяют на прочность креплений всех деталей и сборочных единиц, отсутствие перекосов и заедания подвижных частей за неподвижные, легкость вращения ротора и возможность небольшого осевого его перемещения у машин с подшипниками скольжения.

Ротор двигателя, удерживаемый в центральном положении магнитным полем статора, должен иметь возможность перемещения («разбега») в осевом направлении. Это необходимо для того, чтобы вал ротора при малейшем смещении не стирал своими заточками торцы подшипников и не вызывал добавочных усилий или трения сопряженных частей двигателя. Величина осевого разбега ротора устанавливается в зависимости от мощности двигателя и должна составлять 2,5-4 мм при мощности 10-40 кВт и 4,5- 6 м при мощности 50-100 кВт.

При сборке машины учитывают, что в процессе работы вал ротора вследствие нагрева удлиняется на величину At, мм, определяемую формулой Al = lAta, где / - длина вала между подшипниками, мм; At - повышение температуры при работе машины, °С; а - коэффициент линейного расширения.

Подшипники качения устанавливают так, чтобы один из них имел возможность перемещаться в подшипниковом щите на 0,5- 1,5. мм в осевом направлении. В противном случае при удлинении вала из-за нагрева подшипники «заклинятся» и будут препятствовать вращению ротора машины.

При сборке проверяют расстояние лобовых частей обмотки от металлических частей корпуса. Оно должно быть не менее 10 мм у машин с номинальным напряжением 220 В и 15 мм у машин с напряжением до 500 В. При осмотре проверяют качество пленки покровного лака на обмотке - она не должна иметь наплывов, пузырьков, трещин, задиров.

Перед сборкой проверяют качество изоляции токоведущих частей машины (контактных колец, щеткодержателей и др.). Сопротивление изоляции токоведущих частей машины, проверяемое ме-гаомметром, должно быть не ниже величины, определяемой по формуле: /?/= U/( 1000+PI 100), где Rt - сопротивление изоляции, МОм; U - номинальное напряжение машины, В; Р - мощность машины, кВт.

У отремонтированных и собранных электрических машин измеряются воздушные (междужелезные) зазоры, а затем производится пробный пуск.

Зазоры измеряют с помощью набора стальных пластин - щупов толщиной от 0,01 до 3 мм. У асинхронных машин измеряют зазор с обоих торцев между активной сталью ротора и статора. По величине зазоров можно сделать заключение о правильности сборки машины и ее пригодности к эксплуатации. Зазоры измеряют Щупом путем подбора такой его толщины, при которой щуп без особого усилия проходит в зазор. Измерив зазоры в одном месте,


вынимают щуп и поворачивают ротор или якорь на 90°, снова измеряют зазоры при повороте ротора или якоря на 180, 270, 360°.

Для машин переменного тока обычно зазоры измеряют в трех точках; для машин постоянного тока - под каждым полюсом. Зазор должен быть одинаковым по всей окружности. Величины зазоров в диаметрально противоположных точках не должны отличаться друг от друга более чем на ±10% от среднего значения.

У машин с подшипниками скольжения измеряют также зазор между валом и вкладышем. Величины зазоров должны соответствовать паспортным данным электрической машины.

Контрольные вопросы

1.В чем состоит подготовка к ремонту обмоткн электрической машины?

2.Какова технология ремонта всыпных обмоток статоров машин переменного тока?

3.Как ремонтируются обмотки статоров машин переменного тока с жесткими катушками?

4.Каковы особенности ремонта обмоток фазных роторов асинхронных электродвигателей?

5.Перечислите способы намотки обмоток якорей мелких коллекторных машин.

6.Какова технология ремонта якорных обмоток коллекторных машин?

7.Как выполняют ремонт полюсных катушек машин постоянного тока и синхронных машин?

8.Расскажите о порядке сборки и разборки электрических машин и применяемых при этом устройствах и приспособлениях.

ГЛАВА X

КРЕПЛЕНИЕ, ПРОПИТКА И СУШКА ОБМОТОК. ОТДЕЛКА ЯКОРЕЙ

§ 55. Крепление обмоток якорей и роторов электрических машин. Ремонт бандажей

При вращении роторов и якорей электрических машин возникают центробежные силы, стремящиеся выбросить обмотку из пазов и отогнуть ее лобовые части. Следует отметить, что возникающие при вращении машины центробежные силы, как правило, весьма значительны. Так, при диаметре якоря 500 мм и частоте вращения 2000 об/мин каждому килограмму массы на окружности якоря соответствует центробежная сила, равная 1 т. Центробежные силы, как известно, пропорциональны величине вращающихся масс, радиусу вращения и квадрату частоты вращения. Отсюда следует, что особенно важно и необходимо прочно закрепить обмотки быстроходных машин, а также машин с достаточно большим диаметром ротора (якоря).



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108]