Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[92]

замедляет процессы теплового старения и увлажнения электроизоляционных материалов, заполняя поры, препятствует проникновению влаги. Пропиточные лаки, цементируя витки обмотки, снижают механический износ их изоляции. Благодаря пропитке повышается и электрическая прочность изоляции обмоток вследствие заполнения пор и капилляров лаками, имеющими значительно более высокую электрическую прочность, чем воздух. Поскольку теплопроводность пропиточных лаков, которые заполняют пустоты и капилляры в обмотках, значительно выше, чем у воздуха, то теплоотдача пропитанной обмотки при ее работе существенно лучше, чем у непропитанной, что снижает температуру перегрева обмоток. Пропитка обмоток и покрытие их соответствующими эмалями повышает химостойкость обмоток, их стойкость к воздействию пыли, смазочных масел и др.

Некоторые применяемые в обмотках изоляционные материалы . (электрокартон, хлопчатобумажные нити и ленты и др.) способны впитывать в себя влагу, содержащуюся в окружающей среде. Такие материалы называют гигроскопичными. Наличие влаги в электроизоляционных материалах не только снижает электрическую прочность изоляции и ее сопротивление, но препятствует также глубокому проникновению пропиточных лаков в поры и капилляры изоляционных деталей обмотки. Поэтому процесс пропитки обычно включает в себя сушку обмотки непосредственно перед пропиткой. Сушку обмотки перед пропиткой можно не производить в случае, когда обмотка выполнена из влагостойких материалов- эмалированных проводов или проводов со стекловолокнистой изоляцией, а пазовая изоляция - из стеклоткани или других подобных ей по своим изоляционным свойствам негигроскопичных электроизоляционных материалов.

Выбор температуры и времени предварительной (до пропитки) сушки обмотки зависит от применения в ней изоляционных материалов - их нагревостойкости и теплостойкости - и должен быть таким, чтобы избежать ускоренного старения и деформации этих материалов. Чем выше класс нагревостойкости материалов, примененных в обмотке, тем выше может быть и температура при «предварительной сушке обмотки. Более высокая температура позволяет ускорить процесс сушки. Так, например, при увеличении (температуры предварительной сушки со 110-120° до 130-140°С продолжительность сушки может быть сокращена с 8 до 4 ч.

Обычно сушка обмоток до пропитки производится в специальных печах (камерах) в течение 3-6 ч при температуре 105-130°С для обмоток с материалами класса нагревостойкости А, при температуре 120-140°С при классе нагревостойкости Е, 120-150°С при классе В, 120-180°С при классе F и 180-220°С при классе Н. , Просушенные обмотки пропитывают в специальных пропиточных ваннах устанавливаемых в отдельном помещении, оборудованном проточно-вытяжной вентиляцией и обеспеченном необходимыми [средствами пожаротушения. Пропитка осуществляется обычно погружением пропитываемых обмоток или деталей с обмотками в за-


полненную лаком ванну, поэтому размеры ванны должны быть рассчитаны на габариты погружаемых деталей.

Для повышения проникающей способности лака и улучшения качества пропитки ванны оборудуют устройствами для подогрева лака.

Чаще других для пропитки обмоток используют масляные, мае-ляно-битумные и кремнийорганические лаки. Пропиточные лаки должны обладать малой вязкостью и хорошей проникающей способностью, обеспечивающей глубокое проникновение во все поры пропитываемой изоляции. В них не должно быть веществ, оказывающих вредное воздействие на провода и изоляцию обмотки. Лаки должны длительно противостоять воздействию рабочей температуры, не теряя при этом изолирующих свойств.

Обмотки пропитываются один, два или большее число раз, в зависимости от условий эксплуатации (в частности, от окружающей среды), конструкции обмотки, примененных изоляционных материалов, свойств пропиточного лака, способа пропитки.

Перед пропиткой обмотки путем окунания (погружения) в лак ее следует прогреть до температуры 60-*70°С. При первой пропитке предварительно нагретой обмотки время погружения составляет 20-30 мин. При последующих пропитках время погружения следует сократить до 10-15 мин. Пропитывая обмотки электрических машин, размещенные в пазах, обмотки следует устанавливать в таком положении, чтобы воздух лучше вытеснялся лаком, т. е. чтобы пазы располагались вертикально или наклонно.

При пропитке обмоток лаками без растворителей (типа КП) обмотки перед окунанием в лак нагревать не надо. При холодном погружении обмоток для пропитки время пропитки увеличивается вдвое. Эти лаки следует применять в том случае, когда требуется повышенная механическая прочность. Для пропитки изоляции усиленно-влагостойкого исполнения они не применяются из-за сравнительно низкой влагостойкости.

При пропитке обмоток необходимо чаще проверять вязкость лака в ванне, так как растворители постепенно улетучиваются и лаки густеют. При этом сильно снижается их способность проникать в изоляцию обмотки. Для сохранения требуемой проникающей -способности лака в пропиточную ванну периодически добавляют растворитель, количество которого можно определять по

формуле Рдоб -К-л.-- [---l)> где Ркоб - добавляемое коли-

чество растворителя, кг; Кл. - количество лака в пропиточной ванне, кг; Пв- плотность лака в ванне, г/см3; Яр - плотность растворителя, г/см3; Нв - содержание нелетучих веществ в ванне, °/о по массе; Яж - желаемое содержание нелетучих веществ после разбавления, %. по массе.

В ремонтной практике чаще других, особенно для пропитки обмоток электрических машин, используются лаки № 318, 447, 458, 460, МЛ-92, ГФ-95. Применяют также лаки без растворителя (термореактивные) типа КП-10, КП-18, КП-23, КП-24.


Как было указано выше, для более глубокого проникновения обычных пропиточных лаков в поры и капилляры изоляции обмоток в лаковую основу добавляют определенное количество растворителей. Во время сушки после пропитки растворители улетучиваются, а основа лака остается внутри изоляции. Так как после сушки часть полостей, первоначально занятых растворителями, вновь освобождается и на место улетучившихся растворителей поступает воздух, то таким методом нельзя добиться заполнения всех пор и пустот изоляции обмоток лаком.

Более совершенный метод введения пропиточных материалов в изоляцию обмоток - пропитка компаундными составами под давлением после предварительной сушки обмотки в вакууме. Обычно применяемые для этого пропиточные компаундные составы разжижаются при нагреве до определенной температуры (в зависимости от состава компаунда). При компаундировании обмотку сначала сушат в вакууме, чем достигается более полное удаление влаги из ее изоляции. Затем обмотку погружают в нагретый компаунд и повышают давление, что способствует более глубокому проникновению пропиточной массы в глубь изоляции.

Весь рабочий процесс компаундирования происходит в автоклане, имеющем устройства для нагрева, отсоса воздуха и паров при создании вакуума и для увеличения давления при пропитке изделия компаундом. После пропитки изделия и соответствующей термообработки компаунд загустевает (полимеризуется) и при ос-ргывании образует единую монолитную массу. Крупные электроремонтные цехи и заводы обычно располагают установками для компаундирования обмоток.

Существуют также и другие методы пропитки изоляции обмотки изоляционными лаками и компаундами - капельный, поливной и др. Однако эти методы редко применяют в практике ремонта обмоток электрических машин и трансформаторов.

При скоростных ремонтах и в аварийных случаях обмотки пропитывают быстросохнущим масляно-смоляным лаком № 152, который высыхает при 20°С в течение 3-4 ч и создает пленку, обладающую хорошей влагостойкостью и достаточно высокой изолирующей способностью.

После пропитки обычными пропиточными электроизоляционными лаками обмотки сушат в специальных камерах (печах) подогретым воздухом (рис. 164). По способу нагрева сушильные камеры разделяют на камеры с электрическим, газовым или паровым обогревом, а по принципу циркуляции подогретого воздуха-с естественной или искусственной (принудительной) циркуляцией. По режиму работы различают сушильные камеры периодического и непрерывного действия.

В целях лучшего использования теплоты подогретого воздуха и улучшения режима сушки в камерах используется способ рециркуляции, при котором 50-60%, отработавшего горячего воздуха вновь возвращается в сушильную камеру. Для сушки обмоток на большинстве электро емонтных заводов и в электроремонтных це-



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108]