Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[95]

буемая масса этого груза. Балансировочный груз подбирают таким образом, чтобы добиться уравновешивания, т. е. чтобы при любом положении балансируемой детали на ножах она оставалась в покое и не перекатывалась.

Для длинных якорей и роторов быстроходных машин статичес* кой балансировки недостаточно, так как центр тяжести несбалансированного ротора и балансировочный груз после статической

Рис. 166. Эскиз для пояснения понятий статического и динамического небаланса:

с - отбалансированный диск, б - статически отбалансированный цилиндр (динамический

небаланс остается)

балансировки могут располагаться на разных расстояниях по длине машины, из-за чего при вращении ротора под действием центробежных сил возникает вращающий момент, направленный вдоль машины, вызывающий ее вибрацию при работе (рис. 166). Такой небаланс, вызываемый действием центробежных сил, не может быть уравновешен путем статической балансировки. Эта задача выполняется при динамической балансировке, при которой балансировочный груз крепится с таким расчетом, чтобы при вращенш он создал момент, равный по значению и обратный по направлению моменту небаланса.

Перед проведением динамической балансировки следует проверить рабочие поверхности ротора (шейки и концы вала, коллектор, контактные кольца, сердечник ротора) на отсутствие биения и при необходимости это биение устранить. Если для установки ротора на балансировочный станок применяют какие-либо оправки, то их нужно проверить на отсутствие биения и небаланса. На роторе не должно быть плохо закрепленных деталей, так как в этом случае балансировка невозможна.

Динамическая балансировка роторов небольших и средних машин производится на специальных балансировочных станках; применяемые - на электромашиностроительных заводах современные автоматические балансировочные станки оборудованы сложными электронными и электромагнитными схемами, которые после первого же пуска точно указывают место крепления и величину необходимого для балансировки груза. Однако эти станки стоят достаточно дорого и рассчитаны на сравнительно узкий (по массе, длине и диаметру) диапазон балансируемых изделий, поэтому такие


станки редко применяют в ремонтной практике, чаще используют сравнительно простые балансировочные станки, принцип действия которых может быть уяснен с помощью схемы, представленной на рис. 167.

Для проведения динамической балансировки ротор / устанавливают в подшипниках 2 станка (рис. 167, а). Эти подшипники ук-.реплены на плоских пружинах 4 и могут быть зажаты между упорами 3 или совершать свободные колебания вместе с пружиной.

Рис. 167. Схемы динамической балансировки:

а - схема станка, б - отметка -при вращении якоря по часовой стрелке, в - отметка при вращении против часовой стрелки, г - определение места укрепления балансировочного

груза

Ротор с помощью электродвигателя приводится во вращение. Появляющаяся при этом центробежная сила небаланса, которая направлена радиально, будет раскачивать подшипники станка. Для проведения балансировки один подшипник закрепляется неподвиж-но, а другой освобождается и под действием небаланса колеблется. На какой-либо точно обработанной поверхности ротора, концентрической с осью вала, делают цветным карандашом отметку в точке наибольшего отклонения ротора. Однако по этой точке еще нельзя точно определить место, где находится небаланс ротора, !так как наибольшее отклонение ротора получается с некоторым запаздыванием по отношению к положению небаланса. Это запаздывание зависит от отношения частоты вращения к собственной [Частоте колебаний ротора на опорах.

При совпадении числа оборотов ротора с частотой собственных [колебаний происходит резонанс и колебания приобретают наиболь« ший размах. При резонансе величина запаздывания близка к 90°, Ш, следовательно, место небаланса на роторе может быть найдено [отсчетом от середины отметки 90° вперед по направлению вращения, а место установки балансировочного груза определится путем [отсчета 90° против направления вращения.

Если балансировку производят при частоте вращения меньше [резонансной, то для определения положения небаланса делают две [отметки (отметки I и II на рис. 167, б, в, г) карандашами разных [цветов при разных направлениях вращения. Плоскости небалан-


сов на рисунках обозначены линиями АВ, которые сдвинуты относительно отметок на одинаковые углы в направлении вращения ро тора, обозначенном стрелками. На рис. 167, г линии АВ совмещены и поэтому отметки I и II оказались сдвинутыми по окружности. Тогда небаланс находится посередине между отметками, а балансировочный груз Б устанавливают в диаметрально противоположной точке окружности ротора. Величину груза подбирают опытным путем - до исчезновения вибраций подшипника. После того как отбалансирована одна сторона якоря, этот подшипник закрепляют неподвижно, а подшипник другой стороны освобождают и аналогичным образом производят балансировку здесь. Затем повторяют балансировку первой стороны и в случае необходимости устанавливают дополнительный груз.

Балансировку роторов крупных машин производят на месте в собственных подшипниках. Для этого машину запускают вхолостую и замеряют вибрацию подшипников с помощью специальных приборов - виброметров. При отсутствии виброметров измеряют вибрацию индикатором, укрепленным на массивном основании. Прижимая щуп индикатора к колеблющейся детали, по качаниям стрелки определяют величину размаха колебаний. Следует, однако, отметить, что процесс динамической балансировки роторов крупных машин в своих подшипниках является .достаточно сложным и требует от исполнителей весьма высокой квалификации и большого опыта. Обычно эта работа выполняется под непосредственным руководством и при участии инженерного персонала.

Статической балансировке подвергать следует роторы и якоря всех электрических машин. Динамическая балансировка производится для роторов и якорей быстроходных машин.

В современных электрических машинах при конструировании предусматриваются специально места для крепления балансировочных грузов: канавки в обмоткодержателях, диски на валах фаз ных роторов асинхронных двигателей, балансировочные кольца на якорях быстроходных коллекторных двигателей электроинструмента и т. д. В некоторых случаях в якорях малых машин в качестве балансировочных грузов используют кусочки меди, забиваемые в пазы на место клиньев, или напаивают припой на намотанные бандажи. Однако эти способы не могут быть рекомендованы, так как в первом случае замыкаются шихтованные листы якоря, а во втором-возможно ослабевание бандажей в результате дополнительной нагрузки, вызванной центробежной силой, действующей на балансировочный груз во время работы машины.

В заключение следует сказать, что при отделке якорей (и роторов) обычно всю наружную поверхность их сердечников окрашивают серой покровной эмалью, что создает на поверхности водонепроницаемую пленку, защищающую обмотку от проникновения влаги, а остальные поверхности - от ржавления. Окраску выполняют пульверизатором или кистью, после чего роторы сушат. Продолжительность и режим сушки зависят от сорта эмали и вида изоляции обмотки ротора (якоря).



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108]