Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[157]

Упражнение 5.15.

Добавьте к модели регистровой машины подсчет команд (instruction counting). Это значит, что машина должна подсчитывать число выполненных ею команд. Расширьте интерфейс модели и добавьте новое сообщение, которое печатает счетчик команд и переустанавливает его в ноль.

Упражнение 5.16.

Добавьте к имитатору трассировку команд (instruction tracing). А именно, перед тем, как выполнить каждую команду, имитатор должен распечатывать ее текст. Заставьте модель принимать сообщения trace-on и trace-off, которые включают и выключают трассировку.

Упражнение 5.17.

Расширьте трассировку команд из упражнения 5.16 так, чтобы перед тем, как печатать команду, имитатор распечатывал метки, которые стоят в последовательности контроллера непосредственно перед этой командой. Постарайтесь при этом не помешать подсчету команд (упражнение 5.15). Придется заставить имитатор хранить необходимую информацию о метках.

Упражнение 5.18.

Измените процедуру make-register из раздела 5.2.1, так, чтобы можно было трассировать регистры. Регистры должны принимать сообщения, которые включают и выключают трассировку. Когда регистр подвергается трассировке, присваивание ему значения должно вызывать распечатку имени регистра, старого его содержимого и нового, которое ему присваивается. Расширьте интерфейс модели и дайте пользователю возможность включать и выключать трассировку для указанных регистров машины.

Упражнение 5.19.

Лиза П. Хакер хочет добавить в имитатор контрольные точки (breakpoints) для облегчения отладки проектов машин. Вас наняли для реализации такой возможности. Лиза хочет, чтобы в последовательности команд контроллера можно было указать место, где имитатор остановится и позволит ей исследовать состояние машины. Вам нужно реализовать процедуру

(set-breakpoint (машина) (метка) (n))

которая устанавливает контрольную точку перед n-й командой, следующей за указанной меткой. Например,

(set-breakpoint gcd-machine test-b 4)

установит контрольную точку в gcd-machine непосредственно перед присваиванием регистру a. Когда моделирование достигает контрольной точки, имитатор должен распечатать метку и смещение точки, а затем прекратить выполнение команд. Тогда Лиза может с помощью get-register-contents и set-register-contents! исследовать и изменять состояние имитируемой машины. Затем она должна быть способна продолжить выполнение, сказав

(proceed-machine (машина))

Кроме того, необходимо иметь возможность удалить контрольную точку с помощью (cancel-breakpoint (машина) (метка) (n)) и удалить все контрольные точки с помощью (cancel-all-breakpoints (машина))


5.3 Выделение памяти и сборка мусора

В разделе 5.4 мы покажем, как реализовать вычислитель для Scheme в виде регистровой машины. Для того, чтобы упростить обсуждение, мы будем предполагать, что наши машины обладают памятью со списковой структурой (list-structured memory), в которой основные операции по работе с данными списковой структуры элементарны. Постулирование такой памяти - удобная абстракция, если мы хотим сконцентрировать внимание на механизмах управления в интерпретаторе Scheme, однако она не дает реалистической картины того, как на самом деле устроены элементарные операции с данными в современных компьютерах. Для того, чтобы получить более полное понимание работы Лисп-системы, требуется исследовать, как списковую структуру можно представить способом, совместимым с устройством памяти обыкновенных компьютеров.

При реализации списковой структуры возникает два вопроса. Первый относится только к способу представления: как изобразить структуру «ячеек и указателей», присущую лисповским парам, используя только механизмы хранения и адресации, которыми обладает обыкновенная компьютерная память. Второй вопрос связан с управлением памятью по мере того, как вычисление развивается. Работа Лисп-системы существенным образом зависит от ее способности постоянно создавать новые объекты данных. Сюда включаются как объекты, которые явным образом выделяются в интерпретируемых Лисп-процедурах, так и структуры, создаваемые самим интерпретатором, например окружения и списки аргументов. Несмотря на то, что постоянное создание новых объектов данных не вызвало бы проблемы на компьютере с бесконечным количеством быстродействующей памяти, в настоящих компьютерах объем доступной памяти ограничен (к сожалению). Поэтому Лисп-системы реализуют автоматическое распределение памяти (automatic storage allocation), которое поддерживает иллюзию бесконечной памяти. Когда объект данных перестает быть нужным, занятая под него память автоматически освобождается и используется для построения новых объектов данных. Имеются различные методы реализации такого автоматического распределителя памяти. Метод, обсуждаемый нами в этом разделе, называется сборка мусора (garbage collection).

5.3.1 Память как векторы

Обыкновенную память компьютера можно рассматривать как массив клеток, каждая из которых может содержать кусочек информации. У каждой клетки имеется собственное имя, которое называется ее адресом (address). Типичная система памяти предоставляет две элементарные операции: одна считывает данные, хранящиеся по указанному адресу, а вторая записывает по указанному адресу новые данные. Адреса памяти можно складывать с целыми числами и получать таким образом последовательный доступ к некоторому множеству клеток. Если говорить более общо, многие важные операции с данными требуют, чтобы адреса памяти рассматривались как данные, которые можно записывать в ячейки памяти, и которыми можно манипулировать в регистрах машины. Представление списковой структуры - одно из применений такой адресной арифметики (address arithmetic).

Для моделирования памяти компьютера мы используем новый вид структуры данных, называемый вектором (vector). С абстрактной точки зрения,


вектор представляет собой составной объект, к отдельным элементам которого можно обращаться при помощи целочисленного индекса за время, независимое от величины индекса.5 Чтобы описать операции с памятью, мы пользуемся двумя элементарными процедурами Scheme для работы с векторами:

•(vector-ref (вектор) (n)) возвращает n-ый элемент вектора.

•(vector-set! (вектор) (n) (значение)) устанавливает n-ый элемент вектора в указанное значение.

Например, если v - вектор, то (vector-ref v 5) получает его пятый элемент, а (vector-set! v 5 7) устанавливает значение его пятого элемента равным 7.6 В памяти компьютера такой доступ можно было бы организовать через адресную арифметику, сочетая базовый адрес (base address), который указывает на начальное положение вектора в памяти, с индексом (index), который указывает смещение определенного элемента вектора.

Представление лисповских данных

С помощью списков можно реализовать пары - основные объекты данных, нужные для памяти со списковой структурой. Представим, что память разделена на два вектора: the-cars и the-cdrs. Списковую структуру мы будем представлять следующим образом: указатель на пару есть индекс, указывающий внутрь этих двух векторов. Содержимое элемента the-cars с указанным индексом является car пары, а содержимое элемента the-cdrs с тем же индексом является cdr пары. Кроме того, нам нужно представление для объектов помимо пар (например, чисел и символов) и способ отличать один тип данных от другого. Есть много способов этого добиться, но все они сводятся к использованию типизированных указателей (typed pointers) - то есть понятие «указатель» расширяется и включает в себя тип данных.7 Тип данных позволяет системе отличить указатель на пару (который состоит из метки типа данных «пара» и индекса в вектора памяти) от указателей на другие типы данных (которые состоят из метки какого-то другого типа и того, что используется для представления значений этого типа). Два объекта данных считаются равными (eq?), если равны указатели на них.8 На рисунке 5.14 показано, как

5Можно было бы представить память в виде списка ячеек. Однако тогда время доступа не было бы независимым от индекса, поскольку доступ к n-му элементу списка требует п - 1 операций cdr.

6Полноты ради, надо было бы указать еще операцию make-vector, которая создает вектора. Однако в текущем приложении мы используем вектора исключительно для моделирования заранее заданных участков компьютерной памяти.

7Это в точности понятие «помеченных данных», которое мы ввели в главе 2 для работы с обобщенными операциями. Однако здесь типы данных вводятся на элементарном машинном уровне, а не конструируются через списки.

8Информация о типе может быть представлена различными способами, в зависимости от деталей машины, на которой реализована Лисп-система. Эффективность выполнения Лисп-программ будет сильно зависеть от того, насколько разумно сделан этот выбор, однако правила проектирования, определяющие, какой выбор хорош, сформулировать трудно. Самый простой способ реализации типизированных указателей состоит в том, чтобы в каждом указателе выделить несколько бит как поле типа (type field) (или метку, тег типа (type tag)) которое кодирует тип. При этом требуется решить следующие важные вопросы: сколько требуется битов для поля типа? Как велики должны быть индексы векторов? Насколько эффективно можно использовать элементарные команды машины для работы с полями типа в указателях? Про машины, в которых имеется специальная аппаратура для эффективной обработки полей типа, говорят, что они обладают теговой архитектурой (tagged architecture).



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108] [стр.109] [стр.110] [стр.111] [стр.112] [стр.113] [стр.114] [стр.115] [стр.116] [стр.117] [стр.118] [стр.119] [стр.120] [стр.121] [стр.122] [стр.123] [стр.124] [стр.125] [стр.126] [стр.127] [стр.128] [стр.129] [стр.130] [стр.131] [стр.132] [стр.133] [стр.134] [стр.135] [стр.136] [стр.137] [стр.138] [стр.139] [стр.140] [стр.141] [стр.142] [стр.143] [стр.144] [стр.145] [стр.146] [стр.147] [стр.148] [стр.149] [стр.150] [стр.151] [стр.152] [стр.153] [стр.154] [стр.155] [стр.156] [стр.157] [стр.158] [стр.159] [стр.160] [стр.161] [стр.162] [стр.163] [стр.164] [стр.165] [стр.166] [стр.167] [стр.168] [стр.169] [стр.170] [стр.171] [стр.172] [стр.173] [стр.174] [стр.175] [стр.176] [стр.177] [стр.178] [стр.179] [стр.180] [стр.181] [стр.182] [стр.183] [стр.184] [стр.185] [стр.186] [стр.187] [стр.188] [стр.189] [стр.190] [стр.191] [стр.192] [стр.193] [стр.194] [стр.195] [стр.196]