Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[2]

Предисловие ко второму изданию

Возможно ли, что программы не похожи ни на что другое, что они предназначены на выброс; что вся штука состоит в том, чтобы всегда видеть в них мыльный пузырь?

Алан Дж. Перлис

Материал этой книги был основой вводного курса по информатике в MIT начиная с 1980 года. К тому времени, как было выпущено первое издание, мы преподавали этот материал в течение четырех лет, и прошло еще двенадцать лет до появления второго издания. Нам приятно, что наша работа была широко признана и включена в другие тексты. Мы видели, как наши ученики черпали идеи и программы из этой книги и на их основе строили новые компьютерные системы и языки. Буквально по старому талмудическому каламбуру, наши ученики стали нашими строителями. Мы рады, что у нас такие одаренные ученики и такие превосходные строители.

Готовя это издание, мы включили в него сотни поправок, которые нам подсказали как наш собственный преподавательский опыт, так и советы коллег из MIT и других мест. Мы заново спроектировали большинство основных программных систем в этой книге, включая систему обобщенной арифметики, интерпретаторы, имитатор регистровых машин и компилятор; кроме того, мы переписали все примеры программ так, чтобы любая реализация Scheme, соответствующая стандарту Scheme IEEE (IEEE 1990), была способна выполнять этот код.

В этом издании подчеркиваются несколько новых тем. Самая важная из них состоит в том, что центральную роль в вычислительных моделях играют различные подходы ко времени: объекты, обладающие состоянием, параллельное программирование, функциональное программирование, ленивые вычисления и недетерминистское программирование. Мы включили в текст новые разделы по параллельным вычислениям и недетерминизму и постарались интегрировать эту тему в материал книги на всем ее протяжении.

Первое издание книги почти точно следовало программе нашего односеме-стрового курса в MIT. Рассмотреть весь материал, включая то, что добавлено во втором издании, в течение семестра будет невозможно, так что преподавателю придется выбирать. В нашей собственной практике мы иногда пропускаем раздел про логическое программирование (раздел 4.4); наши студенты исполь-


зуют имитатор регистровых машин, но мы не описываем его реализацию (раздел 5.2); наконец, мы даем лишь беглый обзор компилятора (раздел 5.5). Даже в таком виде курс остается интенсивным. Некоторые преподаватели предпочтут ограничиться первыми тремя или четырьмя главами, оставляя прочий материал для последующих курсов.

Сайт World Wide Web http: www-mitpress.mit.edu/sicpпредоставляет поддержку пользователям этой книги. Там есть программы из книги, простые задания по программированию, сопроводительные материалы и реализации диалекта Лиспа Scheme.*

*В настоящее время (январь 2004 г.) на сайте имеется также полный текст англоязычного издания. - прим. перев.


Предисловие к первому изданию

Компьютер подобен скрипке. Представьте себе новичка, который сначала испытывает проигрыватель, затем скрипку. Скрипка, говорит он, звучит ужасно. Именно этот аргумент мы слышали от наших гуманитариев и специалистов по информатике. Компьютеры, говорят они, хороши для определенных целей, но они недостаточно гибки. Так же и со скрипкой, и с пишущей машинкой, пока Вы не научились их использовать.

Марвин Минский. «Почему программирование - хороший способ выражения малопонятных и туманно сформулированных идей»

«Структура и интерпретация компьютерных программ» - это вводный курс по информатике в Массачусетском Технологическом институте (MIT). Он обязателен для всех студентов MIT на специальностях «электротехника» и «информатика», как одна из четырех частей «общей базовой программы обучения», которая включает еще два курса по электрическим схемам и линейным системам, а также курс по проектированию цифровых систем. Мы принимали участие в развитии этого курса начиная с 1978 года и преподавали этот материал в его нынешней форме начиная с осени 1980 года шестистам-семистам студентам в год. Большая часть этих студентов не имела почти или совсем никакого формального образования в области вычислительной техники, хотя у многих была возможность общения с компьютерами, а некоторые обладали значительным опытом в программировании либо проектировании аппаратуры.

Построение этого вводного курса по информатике отражает две основные задачи. Во-первых, мы хотим привить слушателям идею, что компьютерный язык - это не просто способ заставить компьютер производить вычисления, а новое формальное средство выражения методологических идей. Таким образом, программы должны писаться для того, чтобы их читали люди, и лишь во вторую очередь для выполнения машиной. Во-вторых, мы считаем, что основной материал, на который должен быть направлен курс этого уровня, - не синтаксис определенного языка программирования, не умные алгоритмы для эффек-



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108] [стр.109] [стр.110] [стр.111] [стр.112] [стр.113] [стр.114] [стр.115] [стр.116] [стр.117] [стр.118] [стр.119] [стр.120] [стр.121] [стр.122] [стр.123] [стр.124] [стр.125] [стр.126] [стр.127] [стр.128] [стр.129] [стр.130] [стр.131] [стр.132] [стр.133] [стр.134] [стр.135] [стр.136] [стр.137] [стр.138] [стр.139] [стр.140] [стр.141] [стр.142] [стр.143] [стр.144] [стр.145] [стр.146] [стр.147] [стр.148] [стр.149] [стр.150] [стр.151] [стр.152] [стр.153] [стр.154] [стр.155] [стр.156] [стр.157] [стр.158] [стр.159] [стр.160] [стр.161] [стр.162] [стр.163] [стр.164] [стр.165] [стр.166] [стр.167] [стр.168] [стр.169] [стр.170] [стр.171] [стр.172] [стр.173] [стр.174] [стр.175] [стр.176] [стр.177] [стр.178] [стр.179] [стр.180] [стр.181] [стр.182] [стр.183] [стр.184] [стр.185] [стр.186] [стр.187] [стр.188] [стр.189] [стр.190] [стр.191] [стр.192] [стр.193] [стр.194] [стр.195] [стр.196]