Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[15]

требуют настройки. Снижение трудоемкости изготовления радиоприемников с пьезокерамическими и электромеханическими фильтрами делает целесообразным их применение в широких масштабах.

Примером построения тракта ПЧ с электромеханическим фильтром типа ЭМФП-5-465-6(3) может служить тракт УПЧ автомобильного приемника высшего класса АВ-68 (рис. 3.15). Он представляет собой трехкаскадный УПЧ, собранный на транзисторах ГТ322А и ГТ308Б. Первый каскад нагружен на электромеханические фильтры, обеспечивающие необходимую селективность по еоседнему каналу. Для улучшения эксплуатационных показателей приемника полоса тракта УПЧ изменяется переключением двух фильтров с различными полосами пропускания 6 и 13 кГц. Использование транзисторов с высокой граничной частотой усиления и малой проходной емкостью позволило получить большой коэффициент усиления в реостатной схеме без применения цепей нейтрализации.

Рис. 3.15. Принципиальная схема УПЧ-АМ приемника АВ-68

Тракт УПЧ с распределенной селективностью характеризуется отсутствием ФСС. В нем селективность по соседнему каналу равномерно распределяется по каскадам усилителя, при этом каждый каскад нагружается двухконтурным полосовым фильтром. Такое построение УПЧ характерно для большинства моделей зарубежных автомобильных приемников. Каких-либо преимуществ в получении качественных показателей приемников такое построение УПЧ не дает, однако оно удобно при проектировании комбинированных AM - ЧМ приемников, т. е. упрощает коммутационные цепи при переходе работы с диапазонов AM на ЧМ. Селективность по соседнему каналу такого УПЧ может быть получена из уравнения резонансной характеристики каскадов, нагруженных на двухконтурные полосовые фильтры

где A (f) - ослабление сигнала для соответствующей расстройки; n - число каскадов; у - эквивалентные затухания контуров, y=2Af/fo; da=/f6lfo0(n), ф(п) - параметр, зависящий

С учетом того что детекторный каскад имеет более широкую полосу, чем двухконтурный полосовой фильтр, можно показать, что селективность трехкаскадного УПЧ, построенного на двухконтурных фильтрах при обеспечении полосы пропускания 8 - 10 кГц, будет составлять 30 - 34 дБ. Это вполне достаточно для автомобильных радиоприемников II и III классов. Транзисторы УПЧ обладают способностью несколько изменять свои параметры (выходную емкость, проводимость) при динамическом воздействии входных сигналов или режимов под действием системы АРУ. Поэтому в тракте ПЧ с рассредоточенной селективностью, т. е. построенном на двухконтурных полосовых фильтрах, целесообразно

от числа каскадов,

л/ут-\


использовать транзисторы с малыми входными и выходными емкостями, имеющими высокие граничные частоты усиления. В противном случае под влиянием приходящих сигналов происходит некоторая расстройка контуров и ухудшается качество радиоприема. В комбинированных трактах ПЧ АМ-ЧМ обычно используют достаточно высокочастотные транзисторы ГТ322, поэтому изменение их параметров, сказывается незначительно.

Для получения высокого устойчивого коэффициента усиления тракта УПЧ применяют и конструктивные меры. К ним можно отнести тщательную экранировку усилительных каскадов: транзистор вместе с контурами и элементами помещают на отдельную печатную плату, находящуюся под экраном. Такое решение используют часто для детекторного каскада, где амплитуды усиленного сигнала достигают больших значений и имеется сильное излучение.

Тракт AM на интегральных схемах Внедрение интегральной схемотехники в автомобильные радиоприемники вызвано необходимостью повышения надёжности аппаратуры, снижения трудоемкости изготовления изделий, снижения габаритов и улучшения качества приемников. В зависимости от технологии производства ИС делятся на гибридные толстопленочные и тоякопленочные, полупроводниковые и большие интегральные схемы.

В отечественных автомобильных радиоприемниках в настоящее время используются толстопленочные ИС серии К224, тонкопленочные ИС серии К237 и полупроводниковые ИС серий К157 и К174. Микросхемы серии К224 нашли применение в автомобяльно-пере-носном радиоприемнике «Урал-авто-2».

Рис. 3.16. Принципиальная схема преобразователя частоты приемника А-271

На тонкопленочных интегральных схемах К2ЖА371, К2ЖА372 я К2УС372 выполнен тракт AM автомобильного радиоприемника А-271. На рис. 3.16 показан тракт УВЧ - преобразователь, построенный на ИС типа К2ЖА371. Напряжение питания микросхемы 5 В при потребляемом токе 3 мА. Коэффициент усиления и преобразования 100 - 250 при напряжении гетеродина 300 - 450 мВ.

Резонансный усилитель построен на транзисторе, в коллекторной нагрузке которого кроме контура УВЧ включен фильтр (последовательный LC контур), обеспечивающий заданное ослабление ПЧ. Резонансный каскад работает намного, эффективнее реостатного, так как дает дополнительное сужение полосы пропускания по УВЧ, улучшая реальную чувствительность, повышая селективность по зеркальному каналу, снижая перекрестные искажения.


то ;~Х

-г- Сг,

у Am s, ySf ot

1

гт 1

f»7T¥ з is ts

filSlSCZ 7 2 7 £ f

Рис 3.17. Схема УВЧ и преобразователя частоты приемника А-373

Автоматическая регулировка усиления каскада ВЧ осуществляется подачей внешнего напряжения АРУ к контактам питания транзистора Т]. При этом изменяется режим работы транзистора Т по постоянному току и как следствие его коэффициент усиления.

Смеситель построен на дифференциальной паре транзисторов T2 и Т3, работающих по схеме умножения, гетеродин - на транзисторах Т4 - Т6, являющихся источником тока для балансного смесителя. Гетеродин выполнен по автогенераторной схеме с внутренней обратной связью. По постоянному току гетеродин представляет собой двухкаскадный усилитель с непосредственной связью и авто-стабилизацией. Коллекторные токи транзисторов Т4 и Т6 и их стабильность определяются резисторами R$ - Rg. В гетеродин введен дополнительный транзистор Т5, роль которого заключается в том, чтобы при работе гетеродина амплитуда переменной составляющей тока транзистора T4 не превышала значения его постоянной составляющей. В отсутствие колебаний гетеродина транзистор Ть закрыт, что достигается соответствующим выбором соотношения между резисторами R7 и R8, Rio. При возникновении колебаний их амплитуда нарастает до тех пор, пока транзистор Т5 не откроется. При дальнейшем росте амплитуды колебаний растет ток транзистора Т5, а это увеличивает напряжение на резисторе R6 и уменьшает коллекторный ток транзистора T6. В результате снижаются его усилительные свойства и амплитуда колебаний на контуре уменьшается - наступает режим равновесия. Ток гетеродина, подаваемый в эмиттерные цепи транзисторов смесителя, имеет практически чисто синусоидальную форму и стабилизированную амплитуду. В результате смешения сигналов гетеродина и входного в спектре частот выходного напряжения на нагрузке смесителя появляются дополнительные составляющие суммарной и разностной частот входного сигнала и гетеродина.



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49]