Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[21]

приема в движущемся автомобиле, порог статического ограничения у него должен быть на уровне реальной чувствительности, в противном случае на выходе приемника будут прослушиваться колебания напряженности поля.

Разработка подобного тракта ПЧ встречает значительные технические трудности, и прежде всего в получении устойчивой работы, т. е. в отсутствии самовозбуждения. Для. повышения устойчивости многокаскадных УПЧ используют ряд специальных схемных и конструктивных решений. К схемным решениям относится применение в коллекторных нагрузках последовательно с контуром ПЧ балластных резисторов Ra сопротивлением 300 - 1000 Ом, что при малых потерях в усилении (Кб значительно меньше резонансного сопротивления контура) в то же время позволяет предотвратить паразитное самовозбуждение каскадов по ПЧ. Применяемые транзисторы должны иметь высокую граничную частоту усиления и чрезвычайно малую проходную емкость - не более 1 - 2 пФ. Этим условиям в достаточной мере удовлетворяют транзисторы ГТ322 или КТ339. Однако недостаточно поставить в тракт ПЧ эти транзисторы и использовать балластныа резисторы. Усилитель ПЧ должен обладать высокой конструктивной устойчивостью. Каких-либо способов расчета конструктивной устойчивости не существует. Степень устойчивости конструкции тракта ПЧ во многом определяется опытом разработчиков, соблюдением ими ряда правил конструирования и принятием некоторых конструктивных мер.

Тракт ПЧ-ЧМ должен быть сконструирован с максимально возможным удалением входного и выходного каскадов. Лучшие результаты получаются при тщательной экранировке каждого каскада и особенно выходного, на котором развиваются большие амплитуды напряжения усиливаемого сигнала. Под экран целесообразно помещать контуры вместе с входящими в него элементами - конденсаторами и резисторами. Дробный детектор желательно экранировать также со всеми входящими в него элементами и транзистором ведущего каскада. Выводы входа и выхода каскада необходимо максимально удалять друг от друга, а входной сигнал должен подаваться непосредственно между базой и эмиттером во избежание появления блуждающих токов, способных вызвать самовозбуждение каскада или тракта ПЧ в целом. В цепях питания каскадов целесообразно применять ВЧ развязывающие элементы - дроссели или резисторы.

Обеспечение требуемого подавления сопутствующей AM и эффективной АПЧ. При движении автомобиля на радиоприемник воздействует ряд факторов, отрицательно сказывающихся на качестве радиоприема в УКВ диапазоне. К ним в первую очередь относятся: изменение уровня входного сигнала, помехи от системы электрооборудования автомобиля, изменение напряжения источников питания. Различные по своей природе, эти помехи дают сходн-ый результирующий эффект. Изменение уровня входного сигнала, как отмечалось, может рассматриваться как проявление паразитной AM, вызывающей на выходе радиоприемника кратковременное ослабление звукового сигнала, возрастание уровня шума, появление разного рода щелчков и шорохов. Слишком большие уровни входного сигнала вызывают уход частоты гетеродина, что приводит к смещению центра настройки и возникновению искажений, ухудшению подавления паразитной AM. Помехи от системы электрооборудования могут вызывать ЧМ гетеродина блока УКВ при его относительной нестабильности, и в дальнейшем такие помехи трудно подавить. Амплитудная модуляция сигнала импульсными помехами проявляется так же, как и обычная сопутствующая AM. Изменение напряжения питания может вызвать модуляцию гетеродина блока УКВ, смещение центра настройки и появление шумов, щелчков и шорохов.

Устранение всех перечисленных помех обеспечивается хорошим статическим ограничением в тракте ПЧ, высоким подавлением сопутствующей AM и высокой стабильностью гетеродина блока УКВ.

Меры по обеспечению низкого порога ограничения были рассмотрены ранее. Необходимо добавить, что при ограничении значительно снижается уровень сопутствующей AM, особенно при больших входных сигналах. Однако на пороге реальной чувствительности приемника, где часто ограничение действует еще недостаточно эффективно, необходимо


иметь хорошее подавление сопутствующей (паразитной) AM в тракте ПЧ в результате подавителышх свойств самого дробного детектора. Требования по подавлению паразитной AM для автомобильных приемников составляют 20 дБ для всех уровней входных сигналов, начиная с реальной чувствительности, т. е. с 5 мкВ. В большинстве приемников применяется симметричный дробный детектор {рис. 4.14). Дробный детектор должен детектировать сигнал с нелинейными искажениями, не превышающими допустимых норм, и обеспечивать подавление паразитной AM в полосе частот ±50 кГц. Как известно, дробный детектор подавляет AM. Подавительные свойства проявляются вследствие режима работы диодов детектора с постоянным смещением за счет напряжения на нагрузочном конденсаторе Сж. При резких изменениях амплитуды сигнала на контуре LtGK растет ток через диоды Mi и Дц, так как нагрузка остается неизменной в течение времени изменения амплитуды (постоянная времени 2ЦЛСЛ выбрана большой). Входное сопротивление диодов при этом падает, что снижает добротность контура и уменьшает на нем амплитуды ВЧ напряжения, а следовательно, и напряжения на выходе детектора. Происходит компенсация изменения напряжения или подавление амплитудных изменений. Подавительные свойства детектора тем выше, чем выше общий уровень сигнала, подаваемого на него. Таким образом, для хорошего подавления паразитной AM на дробный детектор необходимо подавать сигнал с достаточно большим уровнем. Диоды нужно выбирать с высокой крутизной изменения входного сопротивления от протекающего по ним тока. Для этой цели подходят диоды Д20, Д18. Детектор должен подавлять AM в широкой полосе частот.

Рис. 4.14. Схема симметричного дробного детектора

Неточность настройки приемника на радиостанцию при работе в движущемся автомобиле приведет к появлению большого количества помех на выходе приемника в случае слишком узкой полосы подавления паразитной AM в дробном детекторе. Полоса подавления AM зависит от отношения числа витков катушек Ls и L]. Чем больше соотношение n3/n], тем шире полоса подавления. Обычно n3/n1=0,5-0,3. При этом следует учитывать, что при больших соотношениях растет коэффициент нелинейных искажений детектора. Линейность детектора в свою очередь растет при увеличении коэффициента связи К между катушками L4 и Ls также до определенных пределов. Практически выбрать оптимальные соотношения довольно трудно, они во многом определяются конструкцией фазо-вращающего трансформатора дробного детектора. Целесообразно для автомобильных приемников выбирать связь К=0,5-0,7, а соотношение n3/n1=0,35-0,5. Конечно, здесь приходится идти на некоторое увеличение коэффициента нелинейных искажений, но для автомобильного приемника гораздо важнее получить подавление паразитной AM в полосе пропускания ПЧ, не менее 20 дБ вместо 10 - 12, чем иметь некоторое увеличение нелинейных искажений - с 0,5 до 1,5%. Связь К нельзя брать очень близкой к критической, так как при этом начнут расти нелинейность в центральной части S-кривой и увеличиваться нелинейные искажения при малых уровнях входных сигналов.

Для эффективной работы дробного детектора при конструировании необходимо выбирать добротности катушек L1 и L2 от 100 до 130 единиц, а нагрузочные сопротивления Ян=5-10 кОм. Не-шунтированный подстроечный резистор Ядоп в одном из плеч дреб-ного детектора позволяет смещать центр максимального подавления AM в пределах полосы подавления. Чем больше сопротивление R-доть не шунтированное конденсатором Сн, тем уже результирующая полоса подавления AM. При проектировании детектора Ядоп не нужно выбирать слишком большим, оно должно составлять 0,5 - 1,5 кОм. Каскад дробного


детектора, включающий в себя непосредственно детектор и ведущий транзистор, обычно начинает ограничивать по амплитуде при входных сигналах 30 - 50 мВ, поэтому дробный детектор должен обеспечивать все параметры именно при этих сигналах. В этом случае можно гарантировать требуемые параметры со входа приемника при усилении тракта ПЧ около 1500 - 2000 раз и усилении в блоке УКВ до 10 - 20 раз.

С выхода дробного детектора колебания звуковых частот поступают на УНЧ, а постоянное напряжение используется для управления варикапами в цепи АПЧГ блока УКВ. Стабилизация частоты гетеродина при помощи АПЧ значительно снижает вероятность паразитной модуляции его колебаний и тем самым повышает помехоустойчивость радиоприема. С другой стороны, АПЧГ упрощает процесс настройки на радиостанцию в условиях движущегося автомобиля. С этой точки зрения она необходима в приемниках всех классов. Для АПЧГ характерны три параметра - коэффициент АПЧ, полоса захвата и полоса удержания. Каких-либо затруднений в их получении нет, и в приемниках используются стандартные схемные решения, рассмотренные в предыдущей главе. В условиях большого количества УКВ радиостанций полоса захвата должна быть как можно уже, поэтому в зарубежной практике встречаются схемные решения, обеспечивающие ее специальное сужение.

Комбинированные AM - ЧМ тракты УПЧ. В зависимости от технических требований и конструктивных возможностей могут использоваться следующие основные схемные решения по тракту УПЧ комбинированного АМ-ЧМ приемника: совмещенный АМ-ЧМ тракт ПЧ и раздельные AM и ЧМ тракты ПЧ.

Технические требования к УПЧ-ЧМ автомобильных приемников в зависимости от класса различаются очень незначительно и поэтому мало влияют на схемное построение. Совмещенный АМ-ЧМ тракт позволяет применить единую печатную плату для ЧМ и AM диапазонов, что конструктивно удобно для ряда автомобильных приемников, имеющих малые габариты, где в силу конструктивных особенностей, мало места для тракта УПЧ. Однако он имеет ряд существенных недостатков, в число которых входит необходимость коммутации ряда элементов в контурах ПЧ при переключении режимов работы (АМ-ЧМ).

Рис. 4.15. Схема УПЧ-ЧМ приемника А-271

Получить высокие электрические параметры можно, используя в УПЧ двойное преобразование частоты. Для достижения повышенной селективности по зеркальному каналу в блоке УКВ применяется достаточно высокая ПЧ г"п.ч=10,7 МГц, а для получения большого коэффициента усиления, низкого порога ограничения частота основного усилителя ПЧ выбирается низкой - 6,5 МГц. Такая схема УПН-ЧМ применена в автомобильном радиоприемнике II класса А-271 (рис. 4.15).

Тракт УПЧ собран на пяти транзисторах. Первый каскад Ti работает в режиме усиления на частоте 10,7 МГц, а второй Т2 - в режиме преобразования. Гетеродин собран на транзисторе Г» по трехточечной емкостной схеме. Напряжение гетеродина вводится в эмиттер транзистора Т2 смесителя. Необходимая амплитуда подбирается элементами емкостного делителя в цепи эмиттера. В результате преобразования образуется вторая ПЧ 6,5 МГц,



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49]