Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[43]

моделей современных приемников высококачественный и полностью свободный от помех системы зажигания прием в диапазоне УКВ обеспечивается вплоть до, расстояний 30 - 40 км от передающей антенны. Удовлетворительный прием, возможен на расстояниях не менее 50 - 60 км от передающей антенны.

Как следует из изложенного, ходовые испытания, в результате которых дается субъективная оценка помехозащищенности приема, требуют весьма сложной и трудоемкой подготовительной работы (проверка уровней помех от системы зажигания автомобилей, используемых в испытаниях, калибровка трассы для испытаний в диапазоне УКВ и т. п.). Субъективным методам оценки свойственны и другие недостатки (влияние на результаты испытаний рельефа местности, мощности передающей станции, погодных условий и других факторов), которые затрудняют сравнительную оценку помехозащищенности различных типов или образцов приемников и, кроме того, не позволяют оценить помехозащищенность отдельных элементов тракта радиоприемника.

Вследствие этого вполне очевидна важность разработки объективных лабораторных методов оценки помехозащищенности приема, обеспечиваемого автомобильными приемниками.

Для объективной оценки степени помехозащищенности приемника от помех, проникающих по цепям питания, измеряются коэффициенты затухания напряжения сигналов различных частот, подводимых к зажимам питания приёмника. Методика измерений поясняется рис. 8.10. На зажимы питания радиоприемника 1 от генератора стандартных сигналов (ГСС) 2 подается напряжение выбранной частоты,. обеспечивающее заметную мощность на выходе радиоприемника. Выходное напряжение фиксируется ламповым вольтметром 3. Уровень высокочастотного напряжения на зажимах питания контролируется с помощью селективного вольтметра или измерителя помех 4. После этого сигнал от ГСС подается на вход радиоприемника (через эквивалент антенной системы), для чего переключатель - переводится в положение 2. Напряжение ГСС изменяется до тех пор, пока на выходе радиоприемника не будет зафиксировано напряжение, соответствующее прежнему показанию лампового вольтметра. Отношение напряжении сигнала на зажимах питания радиоприемника и на его входе (при втором измерении), выраженное, в децибелах, дает коэффициент затухания напряжений сигналов, воздействующих в цепях питания радиоприемника.

Определив зависимость коэффициента затухания от частоты ВЧ сигнала, можно определить, на каких частотах радиовещательных диапазонов наблюдается недостаточная фильтрация, и на основании этих данных принять меры для повышения ее эффективности (изменить параметры фильтров- в цепях питания, ввести дополнительные элементы фильтрации и т. п.). Измерения показывают, что в современных автомобильных радиоприемниках коэффициенты затухания сигналов, воздействующих в цепях питания, на всех радиовещательных диапазонах составляют; 60 дВ и выше. В результате даже значительные уровни спектральных составляющих помехи от системы зажигания на зажимах питания не оказывают существенного мешающего действия радиовещательному приему.

Рис. 8.10. Структурная схема для измерения коэффициентов затухания напряжений сигналов, подводимых к зажинам питания приемника

На рис 8.11 показана структурная схема измерительной установки для снятия объективных характеристик степени защиты автомобильного радиоприемника или


отдельных, элементов его ВЧ тракта от помех системы зажигания, воздействующих на антенный вход. Генератор импульсов имитирует - помеху, от системы зажигания автомобиля. Спектральная характеристика его выходного напряжения (по крайней мере в выбранном для измерений радиовещательном диапазоне частот) по сбставу и уровням спектральных составляющих должна быть сравнима с реальной спектральной характеристикой ЭДС импульсной помехи, воздействующей на автомобильную антенну (см. рис. 8 4). Рекомендуемая частота повторения импульсов 100 Гц.

Рис. 8.11. Структурная схема измерительной установки для снятия характеристик степени защиты приемника от импульсных помех, действующих на антенном входе

При измерениях импульсная помеха и полезный модулированный» сигнал через эквивалент антенны Ъ устройство смешения сигналов, используемое при двухсигнальных методах измерения, подаются на вход автомобильного приемника. Затем снимают зависимость степени защиты d в функции от уровня входного AM или ЧМ сигнала. Глубину модуляции полезного сигнала с AM принимают равной 30%, а девиацию частоты в диапазоне УКВ - 15 кКц. Значение d равно выраженному в децибелах отношению выходного напряжения полезного сигнала £/вых АМ (ЧМ) (измеряется при установ-ке переключателя в положение 1 с использованием полосового ФНЧ на 1000 Гц) к выходному напряжению ивыхиом, измеренному квазипиковым вольтметром при снятый модуляции полезного сигнала. При измерении Свыхпом переключатель ставится в положение 2. Аттенюатор на рис. 8.11 служит для выравнивания затухания измеряемых выходных напряжений полезного сигнала и помехи.

Входной уровень помехи иВхпои во время измерений поддерживается постоянным, что соответствует реальным условиям работы приемника в движущемся автомобиле, когда на его входе действуют относительно постоянная по уровню помеха от системы зажигания и динамически изменяющийся входной сигнал.

Результаты измерений оформляются графически:

rf = 20lgи"д~-ГшAM (ЧМ)> ЧМ IV™~«мв!.

Исследования, проводимые с использованием измерительной установки, показанной на рис. 8.11, дают возможность в лабораторных условиях объективно и оперативно анализировать и сравнивать помехозащищенность автомобильных приемников при различных вариантах построения их AM или ЧМ тракта.

Глава 9

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ РАДИОАППАРАТУРЫ

9.1. Блочный принцип конструирования

Проектирование автомобильных радиоприемников характеризуется несколько иным подходом, чем проектирование обычных сетевых или переносных. Объясняется это функциональным назначением и условиями эксплуатации автомобильной аппаратуры.


Обычные радиовещательные приемники предназначены для эксплуатации в домашних условиях или на открытом воздухе при условии отсутствия каких-либо механических воздействий на них. Требований по особой прочности к ним не предъявляется, внешний вид радиоприемника должен отвечать в основном различным художественным вкусам потребителей, а габариты не ограничены. Автомобильный приемник предназначен в основном для комплектации автомобилей, по механической прочности должен удовлетворять условиям эксплуатации в нем и по внешнему виду должен гармонировать с интерьером машины, особенно с его приборной панелью. Причем габариты автомобильного радиоприемника имеют тенденцию к постоянному сокращению. Выбор тех или иных элементов и узлов приемника диктуется часто именно допустимыми габаритами, при этом в полной мере должны учитываться механические и климатические особенности их эксплуатации.

Оптимальным решением построения автомобильных приемников является использование блочного принципа конструирования, когда радиоприемник разделяется на ряд функционально законченных блоков, собираемых самостоятельно и затем соединяемых в единую конструкцию. При блочном построении каждый блок настраивается отдельно, и в собранном виде приемник не нуждается в настройке в полном объеме. При ремонте каждый блок может быть снят с радиоприемника и в нем могут быть заменены вышедшие из строя детали без разборки приемника в целом. Из этого видно, что при блочном конструировании автомобильного приемника улучшается его ремонтопригодность.

В принципиальной схеме радиоприемника всегда имеются участки, которые могут быть выделены в отдельные функциональные узлы, выполняемые затем в виде блоков: тракт ПЧ, тракт с преобразователем и гетеродином, механизм настройки приемника с ВЧ контурами, блок УКВ, УНЧ, пульт дистанционного управления.

По конструктивным соображениям отдельные функциональные узлы могут быть соединены между собой в один блок, хотя при этом они будут выполнять различные электрические функции.

Раздельная регулировка каждого блока позволяет получить максимальные электрические параметры и большую идентичность характеристик приемников.

Рис. 9.1. Конструкция механизма настройки приемника сУрал-авто»

Блочный принцип конструирования не является единственив возможным. В малогабаритных автомобильных приемниках низких, классов бывает нецелесообразно разбивать конструкцию на отдельные блоки. Наличие небольшого числа диапазонов (ДВ и СВ), небольшая выходная мощность и менее жесткие требования к другим электрическим параметрам позволяют разработать радиоприемник в виде единой конструкции. Рассмотрим несколько примеров конструктивного построения, автомобильных приемников различных классов.

Автомобильный радиоприемник А-271 представляет собой супергетеродин II класса с диапазонами ДВ, СВ и УКВ, имеющий систему фиксации настроек. Основная печатная плата приемника закреплена на шасси коробчатого типа, к которому крепятся также блок



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49]