Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[20]

"LOWA20# Select". А речь идет о том, какое устройство управляет низким уровнем сигнала на линии A20: чипсет или контроллер клавиатуры.

Достаточно редко, но все же можно встретить в литературе в отношении управления линии A20 такой термин, как "эмуляция". В данном случае имеется ввиду, что стандартный способ управления "вентилем" осуществляется через контроллер клавиатуры. А чипсет заменяет, подменяет это управление, "эмулирует" его (дополнительно см. ниже). И следующая опция очень хорошо показывает это. "Keyboard Emulation" имеет два значения. "Enabled" соответствует "Fast", а "Disabled" - "Normal". Следующая опция "Gate A20 Emulation" (или "Fast Gate A20 Emulation") уже не должна вызывать вопросов. Правда, опций с такими названиями, пожалуй, уже не встретишь.

Пользователям, умеющим работать с командной строкой, можно порекомендовать внешнюю команду DOS MEM /A, показывающую стандартную информацию о памяти и дополнительную информацию о сегменте HMA. Команда работает и в среде "Windows 9x".

Логически память разбивается на сегменты размером по 64 КБ, что соответствует 2Л16. В совсем "стареньких" машинах с 16-разрядными процессорами физически адрес не мог перейти ограничение в 64 КБ. 20-разрядная адресация, т. е. использование 20-разрядной адресной шины, достигалась благодаря тому, что при формировании 20-разрядного физического адреса использовалось суммирование со смещением в 4 разряда двух адресов: адреса сегмента и исполнительного адреса.

При вычислении физических адресов в системах с 8086/88-ми процессорами могла иметь место вполне стандартная ситуация, а именно адресное переполнение, которое при наличии 20-разрядной шины адреса приводило к сворачиванию адресного пространства в т. н. кольцо. А это и происходило как раз в процессе упомянутого суммирования.

В процессорах следующего поколения (в 286-х был преодолен предел в 1 МБ адресного пространства) на его выходе A20 устанавливалось значение "1", что соответствовало адресу из второго мегабайта памяти. При разработке процессоров и чипсетов машин класса IBM PC/AT) в схему чипсета был введен специальный вентиль Gate A20. В то время его появление в наборе логики было прежде всего связано с обеспечением полной программной совместимости с предыдущим классом машин. Вентиль принудительно устанавливал нулевое значение на линии A20 адресной шины.

На первых машинах, где был реализован контроль и управление линией A20, управление последней осуществлялось через программно управляемый бит контроллера клавиатуры 8042 (или 8742) (см. дополнительно раздел "Keyboard"). Позднее эта функция была возложена и на чипсет, что значительно ускорило скоростные характеристики ("Gate A20 Fast Control") системы.

В итоге это означало, что появление 32-разрядных процессоров не вызвало заметных изменений по данной теме, поскольку специальный вход процессоров (A20M - A20 Mask) остался. Упомянутый вход современного процессора есть не что иное, как маскирование бита A20 физического адреса для эмуляции адресного пространства 8086 в реальном режиме работы процессора. А это связано и с тем, адресная линия A20 используется также для переключения из реального режима в защищенный. Иногда можно встретить в описаниях и такие пояснения. Что существует категория пользователей, использующих старое программное обеспечение. Для таких и предназначена эта опция. Это означает, что наличие такой опции связано с совместимостью со старым ПО. Правда, фразы о категориях пользователей встречаются все реже и реже, но опция по прежнему входит в "стандартный" набор "BIOS Setup". Необходимо также отметить, что некоторые старые драйверы MS-DOS,


например VDISK.SYS, могут блокировать линию А20, входя в конфликт с драйвером HIMEM.SYS (это опять таки из далекого прошлого).

Уточним вопрос об "эмуляции". Обычным образом программы для A20-операций используют обращения через BIOS или порты 60/64h, предназначенные для контроллера клавиатуры. Чипсет перехватывает эти обращения, тем самым эмулируя контроллер клавиатуры. Далее в порт 64h записывается D1h, а в порт 60h - 02h. Контроль линии A20 осуществляется далее через порт 92h. Возможна ситуация, когда контроль одновременно осуществляется и контроллером клавиатуры, и чипсетом. В этом случае линия A20 контрол-лируется через порты 60/64h.

Graphic Posted Write Buff

чипсет может поддерживать собственный внутренний буфер для циклов записи графической памяти. Когда этот буфер включен, т. е. опция установлена в "Enabled", циклы записи процессора в графическую память попадают в буфер отложенной записи. При этом центральный процессор может начать новый цикл передачи данных еще до того, как графическая память закончит предыдущий цикл. При установке параметра в "Disabled" буфер не будет использоваться, и процессор будет находиться в ожидании в течение каждого цикла записи.

Snoop Ahead

- (предвидение). Эта опция применима, если в системе включено кэширование. Когда опция установлена в "Enabled", "master"- устройства на PCI-шине могут контролировать регистры VGA-палитры для непосредственных циклов записи и преобразования их в потоковый протокол PCI-формата с целью повышения скоростных характеристик обмена данными между PCI-шиной и памятью. В итоге значительно увеличивается производительность системы в процессе передачи видеоданных.

Turn-Around Insertion

- (вставка между циклами). Если этот параметр разрешен ("Enabled"), то между двумя последовательными (back-to-back) циклами обращения к памяти чипсет вставляет один дополнительный такт на MD-линиях (Memory Data). Это происходит после установки сигнала MWE# ("Memory Write Enable") и перед включением буферирования на линиях данных. Если параметр запрещен ("Disabled"), чипсет контролирует DRAM-циклы обычным методом, т.е. аналогично как в чипсетах 82430FX, первых наборах с поддержкой EDO-памяти. Вставка дополнительного такта конечно уменьшает быстродействие, но увеличивает достоверность при операциях чтения/записи.

Опция "SDRAM Write-to-Read Turnaround" явным образом предлагает установить продолжительность такой вставки (в системных тактах): 1T, 2T. Опция "Read/Write Turn-Around"

практически носит то же название, но предлагает привычные "Disabled" и "Enabled".

Аналогичная опция появилась несколько ранее и для той же EDO-памяти. Она называлась "EDO MD Timing", а значения параметра уже тогда были "1T" и "2T".

Несколько слов о Back-to-Back . За включение режима "Back-to-Back" ("спина к спине") отвечают, как правило, конфигурационные регистры PCI Command и Host-контроллера. Режим "Back-to-Back" позволяет быстро выполнять последовательности циклов на PCI-шине с минимальной межцикловой паузой. Интерфейс используется для работы процессора в качестве управляющего шиной устройства. При включенном режиме последовательные шинные операции чтения/записи будут специальным образом преобразовываться (иногда говорят - "интерпретироваться") как во время высокопроизводительного пакетного режима процессора. Проще говоря, шина PCI будет "интерпретировать" циклы чтения процессора в скоростные PCI-циклы пакетной (burst) памяти. Поскольку в качестве задатчика


шины ("master"-устройства) могут работать и другие системные устройства, то применение интерфейса "back-to-back" носит более широкий характер. VGA 128k Range Attribute

во включенном состоянии ("Enabled") к адресам VGA-памяти (A0000H-BFFFFH) чипсетом могут быть применены свойства, подобные функциям "CPU-TO-PCI Byte Merge" или "CPU-TO-PCI Prefetch", т.е. стандартным режимам буферизации записи от CPU в PCI-интерфейс. Это повышает быстродействие системы, в противном случае используется стандартный VGA-интерфейс.

Этот же смысл характерен для множества функций с непохожими наименованиями: "VGA Performance Mode", "Turbo

VGA (0 WS at A/B)", "VGA Frame Buffer", хотя в некоторых

случаях "оперативный" диапазон сужается до первых 64 кБ

(A0000-B0000).

Опция "ISA VGA Write Combining" в общем-то аналогична вышеприведенным, но она выделена отдельно. С одной стороны, речь идет о диапазоне B0000h - BFFFFh, верхних 64 КБ привычного "VGA frame buffer", а с другой, в наименование опции вынесен режим работы с кэш-памятью - WC (write combine - объединенная запись), позволяющий значительно ускорить доступ к буферу видеопамяти и вывод данных на видеокарту. Подробнее об этом в следующих разделах.

Из "карты" памяти первого мегабайта системного ОЗУ, что жестко "привязано" к архитектуре ibm pc-совместимых компьютеров, хорошо известно, что адресная область a0000-c7fff традиционно принадлежит видеопамяти графического адаптера и видео bios системы. Собственно под видео bios (или, как иногда говорят, ПЗУ видеоадаптера) выделяется 32 кБ памяти в области c0000- c7fff. Это 768-й - 799-й килобайты памяти. Эта адресная область, в зависимости от установок "bios setup", может и не использоваться.

Область в 128 кБ (A0000-BFFFF, или 640-й - 767-й килобайты) отведена под видеопамять графической карты расширения. В "древние" времена этого объема хватило бы на размещение в памяти одного графического кадра, пусть и с разрешением 320х200. По аналогии с 64-мя килобайтами верхней памяти область видеопамяти в 128 кБ стала тем "окошком" (или фрэйм-буфером), через которое стал возможным доступ ко всей адресуемой памяти. В свое время использование фрэйм-буферизации активно использовалось такими играми, как "DOOM".

Для справки! Frame Buffer (буфер кадра) - область памяти видеосистемы, в которой временно хранятся данные, необходимые для отображения одного кадра (в простейшем случае).



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63]